Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли жить в помещении, которое служило в прошлом моргом?

Темы: Синагога, Святость, Яков Шуб

Отложить Отложено

Если помещение было раньше моргом многие годы, можно ли использовать его для жизни? Для учения Торы, Хедера?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Разрешено использовать помещение, в котором прежде располагался морг, для других целей, в том числе для жилья, изучения Торы и даже устройства синагоги.

Разберем некоторые положения, относящиеся к данному вопросу. Действительно, использование помещений в некоторых целях сказывается на них «негативно». Например, Шулхан Арух (153:9) говорит, что помещение, которое использовалось как синагога, при обычных обстоятельствах нельзя использовать в качестве бани, уборной или кожевенной мастерской, т.к. у него по-прежнему остается определенный статус «святости».

Более поздние галахические авторитеты разбирают противоположный вопрос: можно ли устроить синагогу в помещении, которое прежде использовалось в качестве уборной и т.п. (Паним меирот 1:87, Арух а-Шулхан 83:3, Циц Элиэзер 15:23). В свою очередь, Маарам Шик (Орэх Хаим 67, 68) разбирает вопрос о том, можно ли устроить синагогу на месте коровника. Эти мудрецы приходят к заключению, что если в помещении, которое прежде использовалось в качестве уборной, произвести ремонтные работы, например, переложить пол, перепланировать стены, заново зашпаклевать и покрасить, то помещение получает своего рода «новое имя». Такое помещение разрешено использовать не только для жилья, но и для устройства синагоги, несмотря на то, что раньше его использовали в не совсем «уважаемых» целях.

Еще один вопрос, который также удостоился внимания галахических авторитетов: разрешено ли проводить молитвы в помещениях, которые использовались для распространения антирелигиозных идей или для непристойных аморальных действий (Игрот Моше, Орэх Хаим 1:31, Циц Элиэзер 12:15). В данном случае ситуация более сложная, поскольку само место, где совершаются действия, противоречащие еврейскому закону, является «неугодным» Вс-вышнему. Рав Мойше Файнштейн даже считает, что, хотя в Гемаре (Брахот 6а) сказано, что там, где молятся десять евреев, пребывает Шхина (Б-жественное присутствие), если молитва проводится в «неугодных» местах, Б-жественного присутствия нет. Но даже в этом случае, если такое помещение выкупили и посредством ремонтных работ придали ему «новое имя», как было сказано выше, его можно использовать даже в качестве синагоги.

В любом случае, с моргом таких проблем нет. Во-первых, поскольку использование помещения как морга не является «неуважительным». Во-вторых, оно не было предназначено для действий, противоречащих еврейскому закону. Соответственно, нет проблемы использовать помещение, которое раньше было моргом, для жилья, изучения Торы или даже устройства синагоги, тем более что обычно перед использованием проводятся какие-то ремонтные работы, которые придают этому месту «новое имя».

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Синагога

Материалы по теме


Они являются наиболее уважаемыми личностями еврейской истории, «столпами» как еврейского мировоззрения, так и других «авраамических» религий. Читать дальше