Темы: Суббота, Праздники, Йом тов, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗачем мудрецы установили законы йом-това такие же, как и у шаббата, только можно зажигать огонь через свечку, почему так? М.
Уважаемый М.,
Все йомим-товим (праздники) — Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот и Шемини Ацерет — из Торы. Все они перечислены, в частности, в книге Ваикра (23). Там же (стих 7) Тора запрещает совершать работу в эти дни. Только празднование второго праздничного дня (в диаспоре) установлено мудрецами. Ханука и Пурим также установлены мудрецами, но в эти дни нет запрета совершать работу.
Вы совершенно верно заметили, что в праздники (кроме Йом Кипура), в отличие от субботы, можно зажигать огонь от существующего огня. Это не единственное различие между законами субботы и праздника. И эти различия также — из Торы. В стихе Шмот 12:16 сказано: «…никакой работы не (должно) делаться в эти (дни); лишь то, что в пищу для всякой души, только это (можно) делать вам». То есть Тора говорит, что в праздник запрещены не все работы, запрещённые в субботу: есть исключение — «то, что в пищу для всякой души». Что же входит в понятие «пища для всякой души»? Кицур Шулхан Орух (гл. 98, раздел 1) говорит следующее:
Всякую работу, которую запрещено выполнять в субботу, запрещено выполнять также в праздник. И то, что в субботу запрещено делать даже нееврею для еврея, запрещено и в праздник. И как требует заповедь предоставить отдых своей скотине в субботу, так же и в праздник. И единственное различие между субботой и праздником — разрешение готовить еду для людей, как сказано: «Только то, что может быть съедено, для всех людей, одно это может быть сделано у вас». Имеется в виду замешивание теста, выпечка, шхита (убой скотины) и варка. Кроме того, выносить вещи из одного владения в другое, а также переносить их в общественном владении в праздник разрешено даже не для приготовления еды, а для любой другой надобности. Так выучили от мудрецов предыдущих поколений наши мудрецы, благословенной памяти: «Из-за того, что разрешено переносить вещи, чтобы приготовить еду, разрешено это и не только для того, чтобы приготовить еду, но и для другой нужды».
С уважением, Берл Набутовский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ