Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В большинстве моих высказываний вы найдёте лишь то, что большинство людей знают и в чём не сомневаются. Но в той же мере, в какой эти слова хорошо известны и их истинность очевидна, так же вполне обычно, что о них забывают»Рамхаль — Рав Моше Хаим Луццато, «Путь праведных»

Еврейский народ прошёл точку невозврата?

Темы: Пророчество, Разрушение Храма, Даниэль, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Уточнение к моему предыдущему вопросу. Уважаемый Овадья Климовски, прошу прощения, что не знаю отчества, а по-другому не привык. Я согласен с вашим первым ответом и тем, что написано из книги рава И. Зильбера, где он анализирует пророчества Торы относительно разрушения Второго Храма. Но хочу заметить, что это не пророчество в полном смысле этого слова, а скорее пророческое предупреждение, «что будет, если». Такая же точка невозврата, какая была и у первого человека: «16. И повелел Господь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть; 17. Но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь». Анализируя пророков, можно сделать вывод, что когда народ Божий приближался к критической точке, то Творец посылал пророка дабы обличить, предупредить и наставить народ на исправление. И мы находим как положительные моменты в жизни народа, когда он слушался, так и отрицательные.

Вторая часть вашего ответа, как раз и явилась отправной точкой моего первого вопроса, т.е., исследовав эти пророчества, я пришёл к выводу, что эти пророчества — о разрушении Первого храма, потому что Иерусалим был разрушен и Первый храм был разрушен после этих пророчеств. Очень сложно представить, что пророк предсказывает о разрушении Второго храма, если первый ещё цел, логика и разум не в состоянии этого принять.

По третьему ответу (Даниэль 9:24) с комментарием я соглашусь опять же с оговоркой, что не «Несправедливость, злословие и другие проявления беспричинной ненависти в результате не дали возможности Второму Храму стоять дольше указанного срока…». Ненависти и даже убийства хватало и до Первого разрушения храма, хотя стоит оговориться, что ненависть страшнее простого убийства. Это не главная причина! А вот что касается других текстов Даниэль, 9:25—26, то в них подтверждаются конкретные сроки (9:24) и конкретные последствия. И после постройки Второго храма пророчества прекратились, Творец сказал ВСЁ.

Что касается Даниэль 9:25—26, то если у Вас хватит терпения и сил разъяснить эти два текста, то я буду очень признателен. Хотя я читал истолкования этих мест, и даже сам синодальный перевод наталкивает на определённое толкование. Хотя люди, в процессе жизни наставленные в определенных учениях, мыслят (как говорит Ашер Кушнир) предвзято и относятся к другому мнению тоже предвзято, но я надеюсь, что вы избежите этого. Мне почему-то кажется, что это пророчество могло являться точкой невозврата, или иными словами современного человека, что наиболее вероятный исход событий мог бы быть в пользу праведного хождения Еврейского народа пред Богом, и как следствие — наступления мессианского периода, потому-то так и мало пророчеств, и не было пророков в этот период, но получилось, к сожалению, как в 16 гл. Иезекииля.

Павел

Отвечает рав Овадья Климовский

Уважаемый Павел!

Спасибо за Ваше внимательное отношение к материалу.

Прежде всего, надо заметить, что предсказания о разрушении обоих Храмов и Мишкана существовали уже до того, как они были построены. Помните, о чем плакали Йосеф и Биньямин друг у друга на шее? Если бы евреи удостоились и Храм не ожидало бы разрушение, события, о которых говорится в этих пророчествах, были бы отменены. В соответствии с правилом: пророчество о «хороших» событиях не может быть отменено, а пророчество о бедствиях — может.

По поводу написанного в книге Даниэля — проще всего понять объяснение Мальбима. Он говорит, что идет речь о периоде Второго Храма (как мы уже упоминали), приводя комментарии рава Саадьи, и в конце этого периода будет убит последний царь Израиля, Агриппас. После этого не будет более царей у Израиля, пока не придет война — имеется в виду так называемая война Гога и Магога, после которой установится царство Машиаха, и Третий Храм будет стоять вечно. В качестве подготовки к этому, как приводит Мальбим от имени Маари, евреям придется претерпеть длительное изгнание. В течение этого периода они подготовят весь мир к тому, чтобы признать Истину, когда та будет раскрыта.

Что же касается предвзятого мнения, то мне это не угрожает, ибо никакого собственного мнения по вопросу у меня не имеется, я всего лишь могу пытаться вместе с Вами разбираться в комментариях, по Традиции передаваемых нашими мудрецами.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме