Темы: Награда и наказание, Смысл жизни, Стыд, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНа вопрос 2535. Раву Набутовскому Берлу. Большое спасибо за Ваш искренний ответ. 1. Может быть, Вс-вышний посылает вопросы тем, у кого могут быть ответы, поэтому предложу свою версию. 2. Может, стоит разобрать, что такое максимальное наслаждение и насколько стыд это плохо. Может быть, стыд это часть наслаждения, ведь (только) если человеку стыдно он делает хазарa бе тшува (раскаивается) и таким образом приближается к Вс-вышнему. 3. На иврите слово буша (бошет)=«стыд» содержит те же буквы, что и тшува (раскаяние), а также шабат. Возможно, здесь есть какая-то связь. 4.Так же евреи байшанимрахманимве гомлей хасадим («стеснительны, милосердны и оказывают милость»). 5. Поэтому, возможно, страдания это побочный эффект стыда=страдания=наслаждения. 6.Это, конечно, не обязательно связано с вычислениями о страданиях Н-М. Если не ошибаюсь, у РАМБАМА сказано что совершенство (эйн соф) Вс-вышнего не такое, как «обычная» бесконечность, у которой можно вычесть М и все равно останется Н, у Нeго нет М. Буду рад услышать Ваше мнение. С уважением, Б.
Уважаемый Б.,
Да, конечно, нам очень трудно рассуждать об эйн-соф (бесконечности). Вернее, совершенно невозможно. Так что мои расчёты по поводу максимального удовольствия, хоть они Вам и понравились, нужно читать с очень большим вопросительным знаком.
Что касается стыда, Рамхаль подходит к этому вопросу немножко иначе. Его логическая цепочка выглядит приблизительно так (тут я опираюсь на урок рава М. А. Шохатовича по книге Даас Твунос, который я посещаю):
1. Создание получает максимальное наслаждение от близости к Создателю.
2. Для максимальной близости необходимо максимальное сходство.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Даат Твунот
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Эльяким Залкинд
Слова Каина противоречат догматам иудаизма?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Реувен Куклин
Во что были одеты Адам и Хава до греха?
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»