Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Умный знает границы разума. Глупец думает, что знает всё»Учителя еврейской этики

Разрешается ли медитировать?

Темы: Йога, Идолопоклонство, Сон, Шма Исраэль, Яков Шуб

Отложить Отложено

Нужно ли мне делать тшуву (раскаиваться) за то, что… перед сном медитирую, успокаиваю ум — пропевая звук «ом», «оум», «аоум»? Т.к. раньше занимался йогой и остался этот метод как эффективный. Я делаю это потому, что помогает расслабить ум, и также, по моему ощущению, активизирует мозг (ощущается голова лучше), проясняет ум (учится на следующий день легче). Также читал какие-то исследования, что если вибрировать этот звук, то это активизирует (гипофиз, гипоталамус, щитовидную железу). Не знаю, насколько авторитетные исследования. Однако, к сожалению, этот звук имеет центральное значение в индуизме, идолопоклонстве ихнем. Даже если попробовать предположить, что заимствовали они от «Омейн». Вхожу ли я в запрет идолопоклонства, и нужно ли мне делать тшуву? Если нет, могу ли я продолжать повторять этот звук, если меня никто не слышит (чтобы не подумали, что человек в кипе — занимается чужеродными авода зара), или я не должен опасаться этого?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Наши мудрецы много говорят о специфике момента отхода ко сну. Зоар (Хаей Сара 121) пишет, что когда люди засыпают, они как бы «чувствуют вкус смерти». Душа человека, когда он спит, поднимается и предстает перед Небесным Судом, где дает отчет за все действия, которые человек совершил в течение дня. Только затем она может вновь вернуться в тело. Поэтому желательно перед отходом ко сну вспомнить и обдумать свои дела за прошедший день и, если необходимо, сделать тшуву (Мишна Брура 239:9). Кроме того, сказано, что на этом пути душу пытаются «перехватить» различные силы нечистоты. Поэтому мудрецы постановили читать перед сном Крият Шма, благословение А-Мапиль и другие стихи Писания, для того чтобы уберечь человека от воздействия этих сил.

Соответственно, если мантры, которые Вы пропеваете, используются в идолопоклонстве, нельзя их произносить даже днем. А тем более перед сном. И хотя это нельзя назвать чистым идолопоклонством, в любом случае получается, что человек пытается искать помощи в другом месте вместо того, чтобы обратиться напрямую к Вс-вышнему. А это больше относиться к области мировоззрения (неверное воззрение и мысли). В любом случае, за неверные мысли также необходимо сделать тшуву (Рамбам, ИльхотТшува).

А что делать перед сном, чтобы помочь организму максимально отдохнуть и настроиться на следующий день? Лучше обратиться к испытанным методам, упомянутым в еврейских источниках. В Геморе (Брахот 5а) приводится мнение, что мудрец Торы не должен говорить Крият Шма перед сном. Потому что мудрец Торы постоянно повторят то, что выучил в течение дня, и эти слова Торы охраняют его. Соответственно, он не нуждается в дополнительной «охране» (Раши, Мааршо). Кроме того, там же в Геморе сказано: тот, кто читает Крият Шма перед сном — как будто держит в руках обоюдоострый меч. Имеется в виду, что чтение Крият Шма помогает человеку как в духовном плане — преодолеть йецер а-ра (дурное начало), так и в физическом — защищает от сил нечистоты. Автор комментария Пнэй Йеошуа объясняет, что необходимо читать Крият Шма бэ-хавана (сосредотачиваясь на смысле слов) — тогда чтение рассматривается как изучение Торы. В любом случае, мы видим, что мысли о Торе перед сном гарантируют человеку спокойный, здоровый сон и чистое сознание на следующий день. Кроме того, рекомендуется отходить ко сну в радости. Это также способствует легкому подъему с утра и чистому сознанию на следующий день (Хозэ ми-Люблин). Если человеку трудно заснуть, он может несколько раз повторить Крият Шма, без первого стиха, или размышлять о словах Торы, как было сказано выше (Мишна Брура 239:7). Быстрому отходу ко сну способствуют также мысли о морских волнах (Орхот Хаим от имени Рэфуа ве-Хаим).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше