Темы: Йога, Идолопоклонство, Сон, Шма Исраэль, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНужно ли мне делать тшуву (раскаиваться) за то, что… перед сном медитирую, успокаиваю ум — пропевая звук «ом», «оум», «аоум»? Т.к. раньше занимался йогой и остался этот метод как эффективный. Я делаю это потому, что помогает расслабить ум, и также, по моему ощущению, активизирует мозг (ощущается голова лучше), проясняет ум (учится на следующий день легче). Также читал какие-то исследования, что если вибрировать этот звук, то это активизирует (гипофиз, гипоталамус, щитовидную железу). Не знаю, насколько авторитетные исследования. Однако, к сожалению, этот звук имеет центральное значение в индуизме, идолопоклонстве ихнем. Даже если попробовать предположить, что заимствовали они от «Омейн». Вхожу ли я в запрет идолопоклонства, и нужно ли мне делать тшуву? Если нет, могу ли я продолжать повторять этот звук, если меня никто не слышит (чтобы не подумали, что человек в кипе — занимается чужеродными авода зара), или я не должен опасаться этого?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Наши мудрецы много говорят о специфике момента отхода ко сну. Зоар (Хаей Сара 121) пишет, что когда люди засыпают, они как бы «чувствуют вкус смерти». Душа человека, когда он спит, поднимается и предстает перед Небесным Судом, где дает отчет за все действия, которые человек совершил в течение дня. Только затем она может вновь вернуться в тело. Поэтому желательно перед отходом ко сну вспомнить и обдумать свои дела за прошедший день и, если необходимо, сделать тшуву (Мишна Брура 239:9). Кроме того, сказано, что на этом пути душу пытаются «перехватить» различные силы нечистоты. Поэтому мудрецы постановили читать перед сном Крият Шма, благословение А-Мапиль и другие стихи Писания, для того чтобы уберечь человека от воздействия этих сил.
Соответственно, если мантры, которые Вы пропеваете, используются в идолопоклонстве, нельзя их произносить даже днем. А тем более перед сном. И хотя это нельзя назвать чистым идолопоклонством, в любом случае получается, что человек пытается искать помощи в другом месте вместо того, чтобы обратиться напрямую к Вс-вышнему. А это больше относиться к области мировоззрения (неверное воззрение и мысли). В любом случае, за неверные мысли также необходимо сделать тшуву (Рамбам, ИльхотТшува).
А что делать перед сном, чтобы помочь организму максимально отдохнуть и настроиться на следующий день? Лучше обратиться к испытанным методам, упомянутым в еврейских источниках. В Геморе (Брахот 5а) приводится мнение, что мудрец Торы не должен говорить Крият Шма перед сном. Потому что мудрец Торы постоянно повторят то, что выучил в течение дня, и эти слова Торы охраняют его. Соответственно, он не нуждается в дополнительной «охране» (Раши, Мааршо). Кроме того, там же в Геморе сказано: тот, кто читает Крият Шма перед сном — как будто держит в руках обоюдоострый меч. Имеется в виду, что чтение Крият Шма помогает человеку как в духовном плане — преодолеть йецер а-ра (дурное начало), так и в физическом — защищает от сил нечистоты. Автор комментария Пнэй Йеошуа объясняет, что необходимо читать Крият Шма бэ-хавана (сосредотачиваясь на смысле слов) — тогда чтение рассматривается как изучение Торы. В любом случае, мы видим, что мысли о Торе перед сном гарантируют человеку спокойный, здоровый сон и чистое сознание на следующий день. Кроме того, рекомендуется отходить ко сну в радости. Это также способствует легкому подъему с утра и чистому сознанию на следующий день (Хозэ ми-Люблин). Если человеку трудно заснуть, он может несколько раз повторить Крият Шма, без первого стиха, или размышлять о словах Торы, как было сказано выше (Мишна Брура 239:7). Быстрому отходу ко сну способствуют также мысли о морских волнах (Орхот Хаим от имени Рэфуа ве-Хаим).
С уважением, Яков Шуб
Читайте обзор по теме Идолопоклонство — Авода зара
Екатерина Орехова,
из цикла «Йога и Идолопоклонство»
Изначально йога – это путь физического и духовного самосовершенствования. И в классическом виде физическое совершенствование здесь вовсе не главное, а лишь начальная ступень по пути к духовному совершенствованию
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Бенцион Зильбер
Как сделать так, чтобы страшный сон предвещал добро?
Екатерина Орехова,
из цикла «Йога и Идолопоклонство»
Продолжим тему совместимости занятий йогой с духовным развитием в рамках иудаизма (хотя, впрочем, не только в рамках иудаизма, так как известно, что запрет идолопоклонства распространяется на всех сыновей Ноаха, то есть неевреев тоже
Рав Михаэль Мирлас
Рав Ашер Кушнир
У индусов, буддистов, джайнов и шаманов и без Б-га удивительные достижения?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»