Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Может ли домашний бассейн заменить микву?

Темы: Миква, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Шалом, Равви! Я не нашел в ТаНаХе описание ритуальной миквы. Когда появился в нашем народе обряд очищения в микве?Какие общепринятые размеры миквы? Как происходило водное очищение в период пустыни? Может ли домашний бассейн со свеженабранной водой заменить ритуальную микву? Виталий-Шимон, Львов

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Виталий-Шимон!

Как и многие другие законы, закон о микве изложен в Торе очень кратко. В недельной главе Шмини (Ваикра 11, 36) сказано: «Только источник и колодец, вместилище (миквэ) воды, остаются чистыми». Иными словами, они будут очищать.

Миквэ может быть двух видов, как сказано в Торе — источник или углубление, в котором собрана вода — колодец (бор). Эти два вида микв различаются по закону. Вода источника очищает, даже когда она движется, течёт. А дождевая вода очищает, только когда она собрана в одном месте, в специальном резервуаре.

Миквы строились по этим двум принципам: в них были либо собранная дождевая вода, не начерпанная с помощью какого-либо сосуда, например, ведра и т.п., не прошедшая через какую-то ёмкость (кли кибуль); либо вода источника. Для сбора дождевой воды обычно ставят на крыше особые желоба, без каких бы то ни было ёмкостей внутри, по которым вода стекает в особый резервуар.

В прошлые времена многие микваот были сделаны на основе источника. Но последние столетия так не делают, т.к. воду источника трудно, почти невозможно нагревать.

Обычно строят микву с двумя резервуарами — в одном собрана дождевая вода (он называется оцар — «запас»), а во втором окунаются. Существуют законы, по которым воду во втором резервуаре делают кашерной для окунания. Обычно первый резервуар оставляют, как есть, а во втором часто меняют воду, чтобы она была чистой.

Чтобы сделать микву кошерной для окунания, необходимо знать соответствующие законы. Например, стены резервуаров должны быть герметизированы, чтобы вода через них не вытекала.

Итак, закон о микве дан в Торе. В пустыне этот закон также соблюдался. Как известно, с ними шёл колодец Мирьям и можно было там вырыть яму, собрать воду и сделать микву.

Конечно, домашний бассейн заменить микву не может. Ведь в микве вода должна быть не начерпанной (маим ло шеувим). А здесь водопроводная вода — прошедшая через ёмкость (кли кибуль).

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Читайте: Озеро, море — это миква?

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.