Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все — дети Б-жьи, даже если они не вели себя по отношению к Б-гу, как дети»Раби Меир, Талмуд Кидушин 36а

Не нахожу у пророков текстов о рассеянии народа на 19 веков...

Темы: Зоар, Рав Ицхак Зильбер, Галут, Пророчество, Разрушение Храма, Даниэль, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Известно, что в книге пророка Амоса 3 гл. 7 написано: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам». Так же в текстах других пророков мы находим пророчество о всех бедах, выпавших на народ Божий, даже с указанием времени. Но я не нахожу у пророков тексты о рассеянии народа на 19 веков со времени разрушения 2-го Храма. Причины разрушения Храма и причины рассеяния народа. Павел

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Павел!

Очень интересный вопрос. Перед тем, как начать отвечать, сразу порекомендуем Вам прочесть книгу рава И. Зильбера зацаль «Пламя не спалит тебя», посвященную исполнению пророчеств. Она небольшая, и при желании Вы можете прочесть ее прямо на сайте. Что можно добавить? Во-первых, действительно, пророки мало писали о том, что будет после разрушения Второго Храма, поскольку, к сожалению, их больше занимало актуальное пророчество о разрушении Первого. Последние пророки были современниками строителей Второго Храма, и вскоре после его восстановления пророчество покинуло еврейский народ. Пойдем, однако, по порядку, и увидим, что и об этом было сказано достаточно.

1. Тора дважды предупреждала еврейский народ об изгнании, и написанное в книге Дварим принято относить к периоду, следующему за разрушением Второго Храма. Чтобы не загромождать ответ, здесь приведен отрывок из вышеупомянутой книги рава И. Зильбера, где он анализирует пророчества Торы относительно разрушения Второго Храма.

2. Пророки тоже говорили об этом, например, Ирмияу и Миха: «Ты не бойся, раб Мой Яаков, — сказал Г-сподь, — потому что Я с тобою. Ибо истреблю Я все народы, среди которых Я тебя рассеял, но тебя Я не истреблю: и накажу тебя по суду (Своему), но уничтожить — не уничтожу тебя» (Ирмияу 46:28). Возможно, это пророчество можно отнести не только к первому изгнанию, когда евреи не были рассеяны среди народов, а жили в Вавилоне. Хотя, по свидетельству Амана («живет отдельно и рассеян среди народов»), все это было в пределах одной империи. Рассеяны по всему свету евреи были только после разрушения Второго Храма, к тому же из этого пророчества видно, что речь идет о длительном периоде. Однако никакой пророк не стал бы заранее предсказывать 19 веков изгнания, ведь его продолжительность зависит от нашего поведения. Вовсе ни к чему было бы повергать народ в отчаяние таким пророчеством.

«Увидел я землю, и вот — пустота и хаос, померкшие небеса; увидел я горы, и вот — дрожат они, и все холмы сотрясаются; увидел я [страну] и вот — нет [в ней ни] души, и все птицы небесные разлетелись; увидел я [страну], и вот — плодородный край стал пустыней, и все города его разрушены пред Г-сподом яростным гневом Его. Ибо так сказал Г-сподь: “Пустыней станет вся земля, но [все же] Я ее не уничтожу окончательно”» (Ирмияу, 4:23—27). «Слушайте же это, главы дома Яакова и правители дома Израиля, презирающие правосудие и искривляющие все прямое, строящие Сион на крови, а Иерусалим — на несправедливости! Его сановники судят, принимая взятки, а его священники учат за плату… но на Г-спода [при этом] надеются, говоря: “Ведь Г-сподь среди нас, не постигнет нас беда”. Поэтому из-за вас, словно поле, вспахан будет Сион, и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом» (Миха, 3:9—12). Эти пророчества о положении Земли Израиля тоже исполнились после разрушения Второго Храма, земля практически пребывала в запустении вплоть до активного заселения ее евреями сравнительно недавно.

3. Одно из самых загадочных пророчеств Даниэля, привлекшее к себе всеобщее внимание, о котором спорят веками христианские и мусульманские теологи, звучит так: «Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых» (Даниэль, 9:24). Рав Саадья Гаон объяснял его так: речь идет о периоде между разрушением Первого и Второго Храмов — второй был построен через 70 лет после разрушения первого и простоял 420 лет. При этом (это уже наше понимание слов рава Саадьи) за этот период евреи должны были исправить свои пути, и тогда, возможно, Святая Святых была бы освящена навеки. Как нам известно, от идолопоклонства, разврата и убийства евреи избавились, но, к сожалению, отношение людей друг к другу было далеко от того, которое предписано Торой. Несправедливость, злословие и другие проявления беспричинной ненависти в результате не дали возможности Второму Храму простоять дольше указанного срока…

В заключение добавим, что мудрецы, не будучи пророками, тем не менее, могли видеть историю гораздо глубже остальных, и поэтому их предсказания тоже удивительно точны. Нельзя не удержаться, чтобы не привести в качестве примера еще один отрывок из книги рава Зильбера:

…В древней кабалистической книге «Зоар» содержится абсолютно точно исполнившееся предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев.

«Стал раби Хия вздыхать и плакать, дойдя до слов “а Сарай, жена Аврама, не рожала ему [детей]” (Берейшит, 16:1):

— Несчастно то время, несчастен тот день, когда Агарь родила Ишмаэля, [от которого ведут свой род арабы]!

— Почему? — спросил его раби Йоси. — Ведь Сара потом родила, да еще какого сына!

— … Я оплакиваю годы бездетности Сары, — ответил раби Хия. — Ибо Сара, видя, что у нее не появляются дети, предложила Аврааму свою служанку Агарь в наложницы, и та родила ему Ишмаэля. Авраам просил Б-га за Ишмаэля, и Всевышний ответил ему: “… Я услышал тебя; вот, Я благословил его, и распложу его, и многократно умножу; двенадцать князей произведет он на свет, и сделаю Я его великим народом. А союз Свой заключу с Ицхаком, которого родит тебе Сара…” [Берейшит, 17:20, 21]. Ишмаэль был обрезан. Его ангел-покровитель спрашивает у Б-га: “Тому, кто делает обрезание, полагается ли от Тебя награда?”. Ответил Всевышний: “Да”. Снова спросил ангел: “Почему Ты не награждаешь Ишмаэля при жизни?”. Ответил Б-г: “Они делают обрезание, однако не так, как положено. Кроме того, в то время как сыновей Ицхака обрезают на восьмой день, мальчикам в роду Ишмаэля делают обрезание гораздо позже”. Сказал ангел: “Все равно им полагается какое-то поощрение за исполнение воли Твоей”. [И Всевышний согласился с ним]. В этом-то и причина моих слез! Как поступил Всевышний с детьми Ишмаэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец-Исраэль на хранение, пока страна будет пустовать. Дети Эдома (еврейская традиция считает потомками Эдома европейские народы) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но успеха они не добьются. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но дети Эдома не получат ее. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. А пока не наступит это время, они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Потому-то я и плачу, ибо предвижу зло, которое причинят они детям Израиля» (Зоар, гл. Шмот, 32а).

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Эта заповедь распространяется на каждого мужчину и, согласно Торе, предполагает произведение на свет двух разнополых детей, способных, в свою очередь, к рождению потомства. Однако, как указывают еврейские мудрецы, на этом не следует останавливаться Читать дальше