Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать еврею, который не может преуспеть в изучении Торы?

Темы: Рав Реувен Куклин, Храм, Чудеса, Изучение Торы, Жертвоприношение

Отложить Отложено

Шалом! Какой запах слышали когены, левиты и исраэлиты в Храме? Что значит написанное в РаШИ, что минхат они плохо пахло? От какого запаха женщины не выкидывали чудесным образом (Пиркей авот 5 гл.)? Запах воскурений золотого жертвенника как далеко распространялся? Тода раба! Р.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Р.,

Отвечаю на Ваши вопросы по порядку:

Какой запах чувствовали коэны, левиты и исраэлиты в Храме?

В Храме царил запах благовония кторет («воскурение»), которое воскуряли на золотом жертвеннике. Этот запах был настолько сильным, что невесте, находящейся в Иерусалиме, не надо было пользоваться духами, как сказано в трактате Йома (39 б). В Храме чувствовались и другие запахи. Например, запах жареного мяса, который шёл от воскуряемых жертвоприношений.

От какого запаха женщины не выкидывали чудесным образом?

О запахе жареного мяса сказано в Пиркей Авот (5, 5): не было ни одного случая, чтобы у женщины случился выкидыш из-за этого запаха. Это чудо, наряду с другими чудесами, происходившими в Храме, свидетельствует о том, что Храм являлся местом, где материальное встречалось с духовным, где материальной субстанции предоставлялась возможность превратиться в духовную.

Что значит написанное в РаШИ, что минха (мучное жертвоприношение) плохо пахла?

Мне не известен ни один комментарий Раши, где бы он писал, что у минхи был нехороший запах. Предполагаю, что Вы ошиблись и на самом деле речь идёт о комментарии Раши о принесении в жертву птицы. Тора предписала воскуривать её вместе с перьями (Ваикра 1, 17). Раши пишет об этом следующее: «Но ведь нет человека, который мог бы вынести запах паленого пера! Почему же Писание повелевает принести (и воскурить ее вместе с перьями)? Для того чтобы жертвенник был насыщен и украшен жертвоприношением неимущего (который не в состоянии принести жертву из скота; а птица выглядит лучше с перьями)».

Источник этого комментария Раши — в мидраше Ваикра Рабба (3). Из этого высказывания мудрецов ясно, насколько важно Творцу жертвоприношение неимущего. Ведь для Него главное — само желание человека служить Ему, а делает это каждый согласно своим возможностям. И так сказали мудрецы (Санедрин 106 б): «Милосердному нужно сердце (желание)».

Этот принцип мудрецы выводят и из следующего: Тора употребляет одинаковые выражения и когда речь идёт о минхе (мучном жертвоприношении) — наиболее дешёвом, и когда речь идёт о самом дорогом жертвоприношении — из крупного рогатого скота. Об обоих Тора говорит (о минхе — в Ваикра 2, 2, о жертвоприношении из крупного рогатого скота — в Ваикра 1, 9): «благоухание Г-споду». Из этого учат мудрецы Мишны (Менахот 13, 11): «Много ли принёс [богатый], мало ли принёс [бедный, для Всевышнего их жертвоприношения] одинаковы, лишь бы человек устремил сердце свое к Небесам». (Важно подчеркнуть: речь не идёт о человеке, который мог принести в жертву много, а принёс мало; здесь говорится только о том, кто не мог принести много: именно его дешёвое приношение приравнивается к дорогому приношению, как пишет Тосфот Йом Тов в комментарии на Пиркей Авот (2, 15)).

Это же относится и к изучению Торы, и к исполнению любой заповеди. Если человек видит, что он не в состоянии уделять много времени изучению Торы, добиться в ней обширных и глубоких знаний, он не должен впадать в отчаяние. Пусть учит, сколько может, и его учёба будет приятна Творцу так же, как интенсивная учёба человека, которому она по силам.

Запах воскурений золотого жертвенника как далеко распространялся?

В трактате Йома (39 б) мудрецы сообщают, что запах благоухания кторет, которое воскуряли на золотом жертвеннике, можно было почувствовать даже в Йерихо.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте:

Неужели вы пойдёте воскуривать ягнёнка?

Какова награда за выполнение лёгкой заповеди?

Материалы по теме


Как и любое испытание в жизни, бедность — это средство, которое призвано помочь духовному росту человека. Но почему одним дается такое испытание — бедностью — а другим нет? Не лучше ли для него было бы испытание богатством? Читать дальше