Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний Сам Себе противоречит?

Темы: Земля Израиля, Еврейский закон, Убийство, Смертная казнь, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Здравствуй, уважаемый раввин. У меня есть несколько вопросов, касаемых Пятикнижия. Насколь мне известно, Господь дал народу Израиля 10 заповедей, одна из которых — не убей. Но тогда почему же Он приказал евреям уничтожить абсолютно всех жителей Ханаана (включая женщин, детей, стариков и т.д.)? Не идёт ли этот приказ Всевышнего вразрез с Его заповедью «не убей»?

Отвечает рав Берл Набутовский

Я бы даже усугубил Ваш вопрос. С одной стороны, написано «не убий». С другой стороны, даже для самих евреев еврейский закон подразумевает четыре вида смертных казней за разные преступления!

В чём же дело?

Давайте откроем Тору (желательно, оригинал, а не перевод на греческий, например, или церковно-славянский), и посмотрим, что там написано…

Заповедь «Не убий» звучит лё тирцах. Комментарий Рашбама объясняет, что слово рэцах означает бессмысленное убийство. Справедливая казнь или убийство врага на поле боя именуется арига, и его Вс-вышний вовсе не запретил, а, наоборот, в определённых случаях даже заповедал. Например, тот, кто умышленно убил ближнего, подлежит смертной казни. Здесь надо заметить, что по еврейскому закону подобный приговор может быть вынесен только большим судом, состоящим как минимум из 23 человек, и даже в таком суде придти к смертному приговору неимоверно трудно. Однако Тора не призывает к непротивлению злу и пацифизму. Есть мицва (заповедь) искоренить зло из среды общества.

Что касается семи народов, надо заметить, что захват земли Кнаан, которую семь народов до этого завоевали у потомков Шема, был морально оправданным. Так сказано в самом первом комментарии Раши на Пятикнижие (Брейшис 1:1): «Сказал раби Ицхак: “Надлежало бы начать Тору со (стиха) Этот месяц для вас — глава месяцев (Шмот 12, 2), который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля. Почему же (она) начинается с Брейшис (с сотворения мира)? Потому что силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен (Тэилим 111, 6). Ибо если скажут народы мира Исраэлю: Разбойники вы, захватившие земли семи народов, то (сыны Исраэля) скажут им: Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам”».

Кроме того, народы, жившие в земле Кнаан, грешили, а земля эта отличается тем, что грешников не терпит. Поэтому евреи тоже, в конце концов, были изгнаны из Земли Обетованной.

Само же завоевание вовсе не носило форму геноцида, как это может показаться. В Талмуде (Йерушалми, трактат Швиис, 6 гл., 1 закон, см. также Маймонид, Йад а-Хазака, книга Судей, законы Царей, гл 6, закон 5) написано, что прежде чем войти в землю Кнаан, Йеошуа бин-Нун три раза рассылал письма во все государства земли, предлагая им разные варианты мирного разрешения назревающего конфликта. Правда, большинство государств предпочли вооружённое сопротивление мирному решению. А гивонитяне пошли на обман. Заметьте, что евреи выполнили условия договора с ними, несмотря на то, что он был достигнут обманным путём.

В заключение надо заметить: Маймонид пишет, что в наше время от этих народов ничего не осталось, они полностью ассимилировались в результате политики правителя Вавилонии Санхерива, который смешал народы, переселив их на чужие земли. Так что даже когда придёт Машиах, уничтожать семь народов нам не придётся.

С уважением, Набутовский Берл

Читайте: Смерть террористам?

Материалы по теме


По преданию, большая часть книги является сочинением великого учителя периода Мишны раби Шимона бен Йохая (Рашби). Читать дальше