Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем отличается современный Пасхальный Седер от Седера времён Второго Храма?

Темы: Песах, Пасхальный седер, Яков Шуб, Жертвоприношение

Отложить Отложено

Чем отличается современный Пасхальный Седер от Седера времен второго Храма? И как переводится слово «афикоман»?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

1. Мишна Псохим (10:4) говорит, что одним из четырех вопросов, которые сын задает отцу в начале седера был: «Почему в обычный день мы едим мясо жареное и вареное, а в эту ночь только жареное?». Имеется в виду, что кроме мяса пасхальной жертвы, которое должно быть жареным, было мясо жертвы Хагига, которое также необходимо было есть жареным. Сначала ели мясо жертвы Хагига, чтобы утолить голод, а затем — мясо пасхальной жертвы, чтобы насытиться. Перед тем как есть Хагигу, произносили благословение: «Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, Освятивший нас своими заповедями и Повелевший нам есть Зэвах». А перед тем как есть Песах, говорили: «… и Повелевший нам есть Песах». В наше время в память о пасхальном жертвоприношении принято класть на кеару (поднос, который находится на столе во время седера) жареное крыло курицы, а в память о Хагиге — «жареное» яйцо. Крыло курицы не едят, чтобы люди не подумали, что это на самом деле пасхальная жертва. Сегодня вместо вопроса о жареном мясе, принято задавать другой вопрос: «Почему в обычный день мы едим и сидя, и возлежа, а в эту ночь — только возлежа?». Во времена Храма этот вопрос был не актуален, т.к. тогда всегда во время трапез ели, возлежа.

2. Мишна Псохим говорит, что трапеза с пасхальной жертвой не заканчивается афикоманом. Гемора (Псохим 119а) приводит два объяснения этого слова. Первое — «уберите посуду», т.е. после того, как закончили есть Песах, не говорят «уберите посуду» и не расходятся, чтобы затем вновь собраться есть что-либо другое. Причина: мудрецы опасались — это может привести к тому, что и саму пасхальную жертву люди начнут есть в двух разных местах, в двух разных группах, что запрещено. Второе значение слова афикоман — «сладкий десерт, который обычно подается в конце трапезы», т.е. после того, как съели пасхальную жертву, не едят сладкий десерт — чтобы вкус пасхального мяса оставался во рту.

В наше время афикоманом называют мацу, которую едят перед Биркат а-мазон (благословением после трапезы). Существует спор о том, почему надо есть ещё эту мацу, помимо той, которую едят в начале трапезы. По мнению Раши и Рашбама, поскольку во времена Храма мясо пасхальной жертвы ели вместе с мацой, то именно с этой мацой человек выполняет заповедь есть мацу в Пасхальный седер. По мнения Роша и Рана, «основной» является маца в начале трапезы, а мацу в конце трапезы едят в память о пасхальной жертве, мясо которой также ели в конце трапезы. Некоторые «устрожают» соблюдение и едят на афикоман два ке-заита мацы, один — чтобы выполнить заповедь есть мацу, а другой в память о пасхальном жертвоприношении (Мишна Брура 477:1). Как и во времена Храма, нельзя ничего есть после афикомана, чтобы во рту остался вкус мацы. При Мегодим (Мишбецот Заав 478) говорит, что в наше время слово афикоман означает, что эта маца, которую мы едим в конце трапезы, сладка нам, как ман.

Да будет воля Вс-вышнего, чтобы уже в этом году мы удостоились принести пасхальную жертву в отстроенном Храме.

С уважением, Яков Шуб

Читайте:

Неужели вы пойдёте воскуривать ягнёнка?

Смотрите: Пример проведения Пасхального седера

Материалы по теме


Еврейский народ за века изгнания пережил много бед и гонений. Еврейские погромы стали таким распространенным явлением, как и антисемитизм в целом. Мы рассмотрим всю многовековую «практику» погромов: с чего все началось, как возникали погромы, какие из них имели самые ужасные последствия. Читать дальше

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.

13
вопросов

Новый год

Этот тест прошли 270 раз

Хорошо ли вы знаете историю этого праздника?

История еврейского народа 94. Польские евреи до событий 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Название страны, «Полин», евреи поняли как сочетание двух еврейских слов — по — «здесь» и лин - «переночуй»,

Ам Исраэль хай 3. Жуткая бойня

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Богдан Хмельницкий — фигура зловещая. Стремление к свободе обернулось для евреев массовыми погромами и преследованиями.

Ам Исраэль хай 48. Времена меняются

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Лозунг «Бей жидов, спасай Россию» воплощается. Погромы на юге России негласно поддерживаются царским правительством.

Хахам Цви

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...