Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему женщине нельзя носить оружие?

Темы: Скромность, Пикуах нефеш, Скромность в одежде, Яков Шуб, Оружие

Отложить Отложено

Спасибо Раву Шубу за полный ответ Можно ли мне носить оружие?. Мой вопрос ам ареца — если оружие не одежда, почему женщине запрещено носить (в будни)? пс: на мой взгляд это предложение не звучит правильно, хотя так говорят: это причины, по которым Рав Йосеф Шалом Элияшив шлита (ч. 3:51) и Орхот Шаббат (28:188) запрещают носить оружие в шаббат. Что такое часть 3:51 в Рав Йосеф Шалом Элияшив шлита? Или названия книг, или имена авторов.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый реб Йегуда, большое спасибо за Ваши полезные замечания. Что касается Вашего вопроса, то на самом деле Вы задаете очень интересный и правильный вопрос. А именно: если мы утверждаем, что оружие запрещено носить в Шаббат в месте, где нет эйрува, значит, оно не является ни частью одежды, ни украшением. Тогда почему же женщинам запрещено носить оружие даже в будний день — в качестве мужской одежды?

Для начала отметим, что в тексте Торы (Дварим 22:5) существует небольшое различие между запретом женщине надевать мужскую одежду и запретом мужчине надевать женскую одежду: «Да не будет мужских вещей на женщине, и да не надевает мужчина одежды женской, ибо мерзок перед Вс-вышним, Б-гом твоим, всякий делающий это». Таргум Онкелус также подчеркивает это различие и переводит: «Да не будет мужских вещей на женщине» — «да не будет мужского оружия на женщине». Так же объясняется этот стих и в Геморе Нозир (59а): гемора спрашивает, откуда нам известно, что женщине нельзя носить оружие и выходить на войну. И отвечает: сказано «Да не будет мужских вещей на женщине».

Сефер а-Хинух (мицва 542) также говорит, что в этом стихе речь идет о запрете ношения оружия женщиной, т.к. оружие является чисто мужским аксессуаром. И отсюда делают вывод, что женщине также запрещено надевать мужскую одежду. Итак, мы видим, что запрет женщине надевать мужские вещи гораздо шире, он не ограничивается одной одеждой, а распространяется на все мужские аксессуары, в том числе, оружие. И запрет мужчине «надевать женскую одежду» не ограничивается одеждой, а распространяется на ношение женских украшений, окрашивание волос и т.п. Подробнее эти законы рассматривает Рамбам (Законы идолопоклонства 12:9—10) и Шулхан Орух (Йорэ Дэа 182).

В Геморе Нозир (59а) приводится спор о причине данного запрета. По первому мнению, запрет существует только в том случае, если, например, женщина надевает мужскую одежду с целью находиться среди мужчин. В соответствии с этим мнением Раши комментирует этот стих в Торе. Второе мнение утверждает, что запрещено само ношение одежды противоположного пола, т.к. это является своего рода подвидом развратных действий, даже если целью его не является находиться среди лиц противоположного пола. Рамбам и Шулхан Орух придерживаются второго мнения.

Интересно, что в качестве примера соблюдения этого запрета Раши (на Гемору Нозир 59а) приводит историю с Сисро и Яэль (Шофтим 4). Сисро, кнаанский военачальник спасается бегством после поражения от Деворы и Барака. Яэль заманивает его в свой шатер, поит молоком, он засыпает, и Яэль убивает его колом от шатра. Сказано, что Яэль использовала такой странный вид оружия именно потому, что женщине запрещено носить обычное оружие. Данное объяснение приводится также в Ялкут Шимони и Таргум Йонотан бэн Узиэль на Шофтим.

На первый взгляд, может показаться, что запрет является настолько строгим, что даже в ситуации опасности для жизни, как в истории с Яэль, нарушать его нельзя. Однако Рав Мойше Файнштейн (Игрот Мойше ОХ 4:75) и Рав Овадья Йосеф (Йехавэ Даат 5:55) объясняют, что поскольку Сисро очень устал и к тому же был пьян, то спал очень крепко и опасности для жизни Яэль не существовало. Однако в ситуации, где действительно существует опасность для жизни, носить оружие разрешено даже женщинам.

В отношении Вашего верного замечания. Имеется в виду Рав Йосеф Шалом Элияшив шлита, сборник ответов, написанных им лично, Ковец Тшувот (ч. 3:51); Рав Шалом Йосеф Гелбер шлита и Рав Ицхак Мордехай Рубин шлита в книге Орхот Шаббат (28:188).

Еще раз благодарю за уместные замечания и интересный вопрос.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Книга Шофтим

Материалы по теме


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше