Здравствуйте! У меня есть вопрос по кашруту: когда мясо уже разделано, то до какого момента машгиаху нужно следить за приготовлением мяса, и нужно ли вообще?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Мудрецы запретили употреблять мясо, которое какое-то время не находилось в поле зрения еврея или находится в таком месте, где нет евреев — из-за опасения, что его могут подменить (Шулхан Орух, Йорэ Дэа 63). Однако при соблюдении одного из нижеперечисленных условий, мясо будет разрешено в пищу:
1. Мясо можно отличить, т.к. оно было нарезано специальным способом (например, кусками треугольной формы).
2. Мясо упаковано и запечатано определенным способом, так, что видно, если вскрывали упаковку.
3. Мясо имеет два знака кошерности (например, печать, пломба, закрыто на ключ).
4. Еврей видел это мясо прежде и может распознать его на глаз.
5. Кроме того, если мясо оставили в помещении, где находится нееврей, однако еврей имеет свободный в данное помещение — так, что нееврей не имеет представления, когда еврей войдет или выйдет, то нет опасения, что нееврей попытается его подменить, и мясо разрешено к употреблению. Даже если еврей вышел из дома на некоторое время и нееврей не знает об этом, также нет опасения, что он попытается подменить мясо (Шулхан Орух Йорэ Дэа 118). На это полагаются большинство машгихим.
Однажды я слышал от Рава Довида Каплана поучительную историю. Один молодой бизнесмен-еврей летел из Америки в Эрец-Исроэль. В день вылета у него было несколько деловых встреч, поэтому он не успел пообедать и с нетерпением ждал, когда взлетит самолет и он сможет насладиться горячим кошерным обедом. Когда стюардесса принесла ему долгожданный обед, он увидел, что пока у него нет возможности омыть руки, поскольку проход был занят тележкой стюардесс, которые продолжали разносить обеды оставшимся пассажирам. Пока было время, молодой человек развернул свой обед и с радостью увидел аппетитный сэндвич с пастрамой, от которого исходил ароматный запах. После того, как проход освободился, молодой человек омыл руки и направился к своему месту. Вдруг ему в голову пришла страшная мысль: «Я ведь оставил там свой сэндвич без присмотра». Он стал прокручивать в голове все, что знал по данному закону пытаясь определить, имеет ли отношение упомянутый запрет к данной ситуации. В конце концов, после долгих колебаний, он все-таки отложил сэндвич в сторону, взял книжку и углубился в чтение, чтобы как-то отвлечься от чувства голода. Через некоторое время он почувствовал на себе пристальный взгляд соседа-американца, тот спросил молодого человека: «А почему ты не кушаешь? Кажется, ты собирался кушать?». «Только этого мне не хватало», — подумал молодой человек и пробубнил что-то невнятное в ответ. Однако американец не отставал. Не выдержав напора, молодой человек вздохнул и сказал: «Хорошо, если ты так настаиваешь, я расскажу тебе. То, что я скажу, может показаться тебе странным, но я не ем, потому что так заповедовал Вс-вышний». Затем он рассказал о запрете употреблять в пищу мясо, которое не было в поле зрения. Американец в страхе разинул рот и произнес: «Ты знаешь, ваш Вс-вышний вас бережет. Мне всегда было интересно попробовать, что же такого особенного в кошерной пище. Поэтому, когда ты отошел, я незаметно поменял наши сэндвичи…».
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Кашрут в некашерном мире
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Законы и обычаи месяца Ав
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Что кашерно для потомков Ноя?
Рав Бенцион Зильбер
Сегодня годовщина смерти бабушки. Можно ли есть мясо на трапезе, ведь скоро 9-е ава?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ