Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему безопасной бритвой нельзя бриться?

Темы: Борода, Запреты, Еврейский закон, Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Почему безопасной бритвой нельзя бриться, а электробритвой можно?

Отвечает рав Бенцион Зильбер

В Торе запрет брить бороду приводится в двух местах: первый раз — «…не порти (лё ташхит) края бороды твоей» (Ваикра 19, 27), второй раз — «…боков бороды своей да не обривают (лё йегалеху)» (Ваикра 21, 5).

Талмуд (Макот 21а) обращает внимание на то, что Тора в этих двух местах использует разные выражения, и анализирует это так: «Было бы только написано не обривают, мы бы думали, что даже при стрижке ножницами человек нарушает запрет Торы. [Чтобы мы так не думали,] написано не порти. [Ведь] когда стригут ножницами, небольшая часть волоса остаётся. А не порти означает до основания, полностью. А было бы написано только не порти, мы бы думали, что даже если человек стрижет тем, чем обычно не стригут, например, рубанком, то всё равно он нарушает этот запрет Торы. [Чтобы мы так не думали,] написано не обривают — не стричь тем, чем привычно стричь».

Раввины прошлых поколений разрешили бриться механической бритвой из-за того, что она подобна ножницам — чуть-чуть остаётся. Как пишет Раши (точнее, Рибон) в комментарии на Макот 21а, «а ножницы не уничтожают, они не обрезают волос у основания, как бритва». Техника развивалась, появились электробритвы, затем появились электробритвы с очень тонкой сеткой, и исследования действия электробритвы ясно показали, что хотя бы на некоторых частях кожи, покрытых бородой, они срезают волосы до основания. Таково мнение крупнейших галахических авторитетов поколения — рава Элияшива, рава Вознера, рава Мойше Штернбуха и других раввинов.

Рав Шлойме-Залман Ойербах зацал как-то говорил об этом: «Иногда бывает, что люди считают какие-то вещи разрешёнными на основании решений, принятых раввинами предыдущих поколений, а положение дел с тех пор изменилось и очень возможно, что причины, по которым то или иное действие было разрешено, уже не существуют». И Рав приводил в качестве примера разрешение пользоваться машинкой для бритья: «Люди полагаются на разрешение рава Хаима-Ойзера Гродзинского зацал… А машинки, которыми пользовались в те времена, не сбривали волос полностью, как мы сами это тогда видели. Но сегодняшние машинки оставляют кожу абсолютно гладкой».

Раввины искали пути решения вопроса: как произвести кошерную машинку? И было найдено техническое решение проблемы. После испытаний только две машинки были признаны кошерными: Andis и Mega.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

P.S.

На всякий случай приводим телефоны:

импортёр Mega 057—3124340, распространитель 057—3124340

импортёр Andis 052—8391102

С уважением, секретарь Толдот Йешурун

Материалы по теме

Рав Бенцион Зильбер

Залман Симха Левин

Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Кицур Шульхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше