Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кальций из створок раковины — кошерный?

Темы: Гилель Инджи, Кашрут, Лекарства

Отложить Отложено

Существуют добавки кальций и магнезий, где кальций имеет происхождение из створок раковины, в частном случае — устрицы. Насколько такие добавки могут быть кошерными?

Отвечает рав Гилель Инджи
  1. Галахические авторитеты пространно обсуждали вопрос о кошерности желатина. Желатин производят из кожи или мягких костей нэвелот (кошерной скотины, например, коровы, которая не была зарезана в соответствии с Галахой) или трэфот (кошерной скотины, у которой, однако, был найден какой-то изъян или болезнь; её мясо запрещено в пищу, как бы она ни была зарезана). Или же из кожи и мягких костей некошерной скотины (например, свиньи и т.п.). Эти кости выдерживают в соли и извести, основательно очищают и сушат на солнце в течение нескольких месяцев. Затем соединяют с определёнными химическими веществами, измельчают в порошок и добавляют в различные блюда-желе. Некоторые галахисты разрешают использовать желатин. Один из аргументов, которые они приводят: Тора запретила есть мясо нэвелы, трефы и некошерного животного — именно мясо, а также очень мягкие кости, пригодные в пищу человеку. Но твёрдые кости, непригодные в пищу, Тора не запретила — на них не распространяется запрет есть мясо некошерного животного.
  1. Рамбам пишет: употреблять в пищу части кожи, костей, сухожилий, рогов, копыт нэвелот, трефот, некошерных скота и животных, а также части птичьих когтей и т.д. запрещено мудрецами, но не запрещено Торой (Илхот маахалот асурот). Некоторые комментаторы объясняют: когда Рамбам говорит о том, что есть кости и копыта нечистых животных запрещено мудрецами, он имеет в виду только мягкие кости, потому что у них есть вкус. Но абсолютно сухие кости не запрещены в пищу даже мудрецами. В соответствии с этим мнением, можно использовать даже желатин, изготовляемый из костей нечистых животных, поскольку известно, «что он делается из костей, которые сушились несколько лет, и они не придают смеси никакого вкуса, поэтому к ним больше не относится запрет есть мясо нэвелы или нечистого животного» (респонс Ахиэзер и респонс Циц Элиэзер).
  1. Некоторые галахисты объясняют: запрет мудрецов есть кости нечистых животных, о котором пишет Рамбам, относится к тем случаям, когда их едят «в натуральном виде». Потому что тот, кто их ест, тем самым переводит их в категорию «пригодные для еды». Однако если кости нечистых животных случайно попали в какое-то блюдо, это блюдо не становится запрещённым. В соответствии с этим мнением, желатин запрещено употреблять в пищу, потому что его намеренно добавляют в блюдо, чтобы приготовить желе. Таким образом, он переходит в категорию «пригодные для еды», поэтому всё блюдо запрещено. (Респонс Мишнат рабби Аарон).
  1. Так же обстоит дело и с кальцием. Кальций, который добывается из раковин различных морских животных (моллюсков, устриц и т.д.), можно разрешить к употреблению, потому что он изготовляется из тех частей некошерных животных, которые непригодны в пищу. Это очень твёрдые части, подобные костям, абсолютно сухие. Поэтому, в соответствии с Галахой, изначально такой кальций нельзя добавлять в пищу и лучше не покупать продукты, его содержащие. Но если это необходимо, в ситуации, когда нет выбора, например, в медицинских целях, можно употреблять продукты и медицинские препараты, содержащие кальций, изготовленный из раковин моллюсков и устриц.

С уважением,

Гилель Инджи

Читайте: Тора — источник реальности

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский