Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Деяния Всевышнего» и «Его пути» — одно и то же, или это разные вещи?

Темы: Провидение, Теилим, Писания, Овадья Климовский, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом! Уважаемый Рав, можно узнать точный смысл 103 псалма (Тегилим) мизмор (70): «Известил Он Мошэ (о) путях Своих, сыновей Йисраэйля — (о) деяниях Своих».

Деяния Всевышнего и Его пути — одно и то же, или это разные вещи? Благодарю, Лея

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая Лея!

Чтобы лучше понять, о чём здесь речь, обратимся к оригиналу. «Всевышний открыл Моше Свои пути» — употреблено слово драхав, перевод — «пути», «дороги». «Деяния» же в оригинале — алилётав. Это слово, которое не так часто употребляется для обозначения действий.

Из комментариев Мецудат Давид и рабби Давида Кимхи следует, что в данном случае это просто повтор — похожее содержание, переданное немного по-другому. Однако другие комментаторы не согласны с тем, что в Танахе возможно повторение, не несущее смысловой нагрузки. Так, Меири говорит, что «пути» — это 13 качеств Всевышнего, которые Он проявляет, управляя миром, а «деяния» — это великие и грозные чудеса и знамения, которые наблюдали сыны Израиля на рассвете своей истории.

Однако надо понять, почему стих построен именно так — почему одно было показано Моше, а другое — народу. На этот вопрос отвечает Мальбим. Моше было дано увидеть именно «качества» Всевышнего, этого не может удостоиться каждый — вспомним, как он просил Б-га показать ему их. И только в минуту особого благоволения к великому праведнику Творец согласился приоткрыть ему эту тайну. Народ же познакомился с этими качествами благодаря тому, что видел деяния Всевышнего.

Более глубокий смысл этого различия Мальбим раскрыл во втором комментарии: народ в массе своей не мог бы адекватно воспринять тайны мироздания, поэтому им были показаны именно деяния (алилётав) Творца. Это слово обозначает именно те поступки, которые человек совершает под влиянием внутреннего побуждения: например, внезапно возникшая жалость к кому-либо заставляет его проявить милосердие. Так как людям трудно постичь качества Всевышнего, им показывают Его деяния, на основе которых они делают выводы о «мотивации» Того. Моше, благодаря своему исключительному пророческому уровню, удостоился постичь качества Творца как Его суть, а не просто «мотивацию», ибо на самом деле Творец неизменен и не подвержен влиянию каких-либо «настроений».

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Имя, выражающее сущность?

Материалы по теме


Безграничной властью над всем миром обладает Творец. Он наделил некоторой властью и человека: над животным и растительным миром, над подчиненными и над своим дурным началом. Кроме того, Тора предписывает евреям назначить судей и поставить царя Читать дальше

Недельная глава Корах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»

Руководители народа

Рав Александр Айзенштадт

Одна из основных тем Торы — это руководители еврейского народа. Самый первый из них — Моше, прозванный «отцом пророков». Моше являлся мудрецом и праведником. В идеале таковыми должны были бы быть все последующие руководители еврейского народа.

История еврейского народа 16. Йеуда Аристобул и Янай

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Темные страницы в истории.

История еврейского народа 48. Положение евреев Эрец Исраэль в эпоху амораев

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Развитие христианства в Римской империи. Священники подстрекали народ против евреев, императоры же, в целом, старались защитить евреев, которые продолжали оставаться римскими гражданами.