Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Деяния Всевышнего» и «Его пути» — одно и то же, или это разные вещи?

Темы: Провидение, Теилим, Писания, Овадья Климовский, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом! Уважаемый Рав, можно узнать точный смысл 103 псалма (Тегилим) мизмор (70): «Известил Он Мошэ (о) путях Своих, сыновей Йисраэйля — (о) деяниях Своих».

Деяния Всевышнего и Его пути — одно и то же, или это разные вещи? Благодарю, Лея

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая Лея!

Чтобы лучше понять, о чём здесь речь, обратимся к оригиналу. «Всевышний открыл Моше Свои пути» — употреблено слово драхав, перевод — «пути», «дороги». «Деяния» же в оригинале — алилётав. Это слово, которое не так часто употребляется для обозначения действий.

Из комментариев Мецудат Давид и рабби Давида Кимхи следует, что в данном случае это просто повтор — похожее содержание, переданное немного по-другому. Однако другие комментаторы не согласны с тем, что в Танахе возможно повторение, не несущее смысловой нагрузки. Так, Меири говорит, что «пути» — это 13 качеств Всевышнего, которые Он проявляет, управляя миром, а «деяния» — это великие и грозные чудеса и знамения, которые наблюдали сыны Израиля на рассвете своей истории.

Однако надо понять, почему стих построен именно так — почему одно было показано Моше, а другое — народу. На этот вопрос отвечает Мальбим. Моше было дано увидеть именно «качества» Всевышнего, этого не может удостоиться каждый — вспомним, как он просил Б-га показать ему их. И только в минуту особого благоволения к великому праведнику Творец согласился приоткрыть ему эту тайну. Народ же познакомился с этими качествами благодаря тому, что видел деяния Всевышнего.

Более глубокий смысл этого различия Мальбим раскрыл во втором комментарии: народ в массе своей не мог бы адекватно воспринять тайны мироздания, поэтому им были показаны именно деяния (алилётав) Творца. Это слово обозначает именно те поступки, которые человек совершает под влиянием внутреннего побуждения: например, внезапно возникшая жалость к кому-либо заставляет его проявить милосердие. Так как людям трудно постичь качества Всевышнего, им показывают Его деяния, на основе которых они делают выводы о «мотивации» Того. Моше, благодаря своему исключительному пророческому уровню, удостоился постичь качества Творца как Его суть, а не просто «мотивацию», ибо на самом деле Творец неизменен и не подвержен влиянию каких-либо «настроений».

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Имя, выражающее сущность?

Материалы по теме

Псалмы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Тора - это Ветхий Завет?

Рав Бенцион Зильбер

Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы???

Недельная глава Цав

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Цав»


Идол тельца был вылит из золота на сороковой день после получения Торы у горы Синай. Грех имел свои последствия, но весь народ Израиля в целом был прощен Всевышним. День, когда Он простил евреев, мы празднуем каждый год — это Йом Кипур, День Искупления. Попытаемся разобраться, в чем же состоял грех Золотого тельца и почему вообще он был совершен. Читать дальше