Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пусть народ, который Я создал Себе, расскажет о Моей славе»Йешаяу 43, 21

Можно ли полагаться на Йосефа Флавия?

Темы: Иосиф Флавий, Рав Реувен Куклин, Храм, История, Жертвоприношения

Отложить Отложено

Здравствуйте, Если я не ошибаюсь, запрещено построение храма или жертвенника Б-гу, кроме как в Иерусалиме, но в «Иудейской войне» Йосифа Флавия написано: «…Первосвященник Хоний спасся, однако, бегством к Птолемею, с изволения которого он в Гелиопольском округе выстроил городок, похожий на Иерусалим, и в этом городке — храм наподобие Иерусалимского».

Вопрос: можно ли полагаться на это произведение как на исторический документ? Почему первосвященник строит храм вне Иерусалима?

Йосеф, Реховот

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Йосеф!

Бейт а-Микдаш, построенный Хоньо в городе Александрия упоминается в Талмуде в нескольких местах. В трактате Менахот (109а) прослеживается цепочка событий, приведшая к этому. Там рассказывается, что у Шимона-праведника, многие годы бывшего первосвященником, было два сына — Шими и Хоньо. Несмотря на то, что Шими был старше брата на два с половиной года, именно Хоньо — младшего выбрал Шимон-праведник себе в преемники. Причина была проста: Хоньо был способней Шими. Тем не менее, поддавшись порыву, Хоньо уступил старшему брату эту почётную должность. Решение это, однако, шло не от чистого сердца. Вскоре Хоньо пожалел о своём поступке и решил во что бы то ни стало вернуть себе эту должность. Для этого нужно было продемонстрировать всем полную несостоятельность Шими как первосвященника. Хоньо надеялся, что, обнаружив явную непригодность Шими к исполнению службы, брата тут же сместят и должность возвратится к нему. Для этого Хоньо нарядил простодушного брата в одежды, явно не приличествующие первосвященнику.

Но всё вышло совсем не так, как хотелось Хоньо. Его интрига была раскрыта. Когда коаним узнали, что Хоньо по злому умыслу пытался помешать брату служить в Храме, это их так возмутило, что они готовы были убить его. Хоньо пришлось бежать в Египет, в Александрию, бывшую тогда крупнейшим античным городом, средоточием культуры и науку своего времени. Именно там Хоньо «осуществил» своё чаяние стать первосвященником. Построив точную копию Храма, он стал приносить там жертвы. Кроме того, он собрал вокруг себя самых разных людей, евреев и египтян, и те назначили его «первосвященником». Впрочем, в Талмуде приводится высказывание раби Йеуды бен-Бетэйра о том, что жертвы Хоньо посвящались исключительно Творцу и ни в коем случае — языческим богам.

Как вы правильно отмечаете, принося жертвы вне стен Иерусалима (пусть они и приносились Всевышнему), Хоньо нарушал запрет Торы: «Да остережёшься ты, дабы не вознести вознесения твои в любом месте, что тебе приглянется» (Дварим 12, 13). Это запрет Торы приносить жертвы за пределами Храма (отметим: запрет вступил в силу лишь с возведением Храма). И действительно, Рамбам (Маймонид) в своём комментарии к Мишне (Менахот,13,10) ясно говорит, что Хоньо нарушил этот запрет Торы. Однако авторы комментария Тосафот (Менахот 109 б) считают, что Хоньо приносил жертвы лишь для неевреев. Такие жертвы не запрещено приносить вне стен Бейт а-Микдаша.

Таким образом, получается, что в самом изложении факта Йосеф Флавий не погрешил против истины. Но, конечно же, к его книгам нельзя относиться как к достоверному источнику информации, и этому есть целый ряд причин. Поэтому его свидетельства о значимых событиях можно принимать лишь с немалой долей сомнения.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Иудейская война

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше