Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как звучала музыка в Храме?

Темы: Храм, Теилим, Левиты, Музыка

Отложить Отложено

Шалом!Где я могу узнать о ходе служения в Храме, точнее, о прославлении Всевышнего в псалмах, каким образом это происходило? В книге Тигилим мы читаем, как царь Давид призывал народ возносить Славу Всевышнему на цимбалах, киннорах, небелях… Но это же просто хаос получается? Или стоит верить Иосифу Флавию, когда он пишет, что это была величайшая гармония, состоящая из арфоподбных инструментов и певческих голосов Левитов, которые обучались не менее 5 лет… Тода раба!

С Уважением, Никита, Кемерово

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Никита,

В книге Тэилим (150) сказано: «Алелуйа. Хвалите Б-га в святилище Его, хвалите Его в небесах мощных. Хвалите Его за могущественные (деяния) Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его звуком шофара, хвалите Его арфой и киннором. Хвалите его тимпаном и танцем, хвалите его мэйнами (струнными инструментами) и свирелью. Хвалите его цимбалами звенящими, хвалите его цимбалами громогласными. Всякая душа (человеческая) да хвалит Господа. Алелуйа!». Согласно простому пониманию текста, царь Давид обращается ко всем по отдельности, говоря, что каждому следует возвышать и славить Творца по мере его способностей и склонностей: кому — играя на арфе, кому — играя на скрипке, а кому — играя на трубе. Тут вовсе не имеется в виду прославление Творца в Храме или прославление Творца с помощью всех этих инструментов одновременно. Речь идёт о том, чтобы каждый прославлял Творца там, где он находится. Если каждый человек у себя будет играть на одном из этих инструментов, хаоса не возникнет.

По мнению же Алшиха, речь здесь идёт об игре на всех этих инструментах поочерёдно. Каждый инструмент начинает играть после того, как закончил предыдущий. Алших объясняет: именно поэтому инструменты в псалме перечислены в порядке возрастания их громкости. Красиво начать прославление тихими инструментами и продолжить всё более громкими.

Что касается «оркестра» различных инструментов в Храме, игра которого сопровождала пение Левитов. Несомненно, все эти инструменты создавали чудесную гармонию. И там были не только инструменты, подобные арфам, но и духовые, как пишет РаМБаМ (Ильхот Клей а-Микдаш — Законы, касающиеся храмовой утвари 3, 4). В предисловии к книге Пеат а-Шульхан сообщается, что Виленский Гаон знал мелодии, которые пели левиты в Храме, и даже «показал» некоторые из них своим ученикам и пояснил их. Виленский Гаон сказал им также: мелодии эти настолько возвышенны, что с их помощью можно было бы даже воскрешать мёртвых.

То, что левиты должны были учиться 5 лет, прежде чем начать петь и играть на музыкальных инструментах в Храме, также верно. Об этом пишет РаМБаМ (там же, 7), опираясь на сказанное в Талмуде.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте:

Музыка и Храм

Хард-техно — некошерная музыка?

Материалы по теме


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше