Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Дерево — источник знания?

Темы: Злое начало, Рав Реувен Куклин, Изучение Торы, Добро и Зло, Древо Познания

Отложить Отложено

Здравствуйте. В Торе написано «от дерева познания добра и зла не ешь». Что за источник познания добра и зла? В изучении Торы, мое мнение, познается добро и зло. Как быть? Ильдус

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Ильдус,

РАМХАЛь объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра. Правильный перевод сочетания Эц а-Даат — «Древо соединения» (слово даат на иврите означает «соединение», как «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1) — «Веаадам яда эт Хава»): плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

Действительно, Тора даёт нам возможность отличать добро от зла. Однако невозможно сказать, что она является источником познания зла, источником стремления к злу (не дай Б-г). Наоборот, Тора отдаляет человека от стремления к злу. Мудрецы говорят (трактат Кидушин 30 б), что Творец создал йецер а-ра (дурное начало в человеке) и создал лекарство от него. Это лекарство — Тора (и это лекарство — единственное, см. Месилат Йешарим, часть 5). Поэтому невозможно уподобить Тору древу познания добра и зла.

РАМХАЛь объясняет, что древо жизни, которое также росло в Ган-Эдэне, обладало свойством пробуждать у того, кто пробовал его плод, стремление к духовности и любовь к Всевышнему. В этом смысле Тора подобна именно древу жизни — ведь её изучение приводит человека к любви к Б-гу, как говорят мудрецы (Сифри, глава Ваэтханан) и как пишет РАМБАМ (Книга Заповедей, предписывающая заповедь 3). Именно поэтому царь Шломо (Соломон) говорит о Торе (Мишлей 3, 18): «Древо жизни она для придерживающихся её».

В заключении приведу слова мудрецов в Пиркей дэ-раби Элиэзер (часть 11), которые объясняют обязанность Адама «обрабатывать его и хранить его» (Бэрейшит 2, 15) следующим образом: Адам обязан был выполнять предписывающие заповеди («обрабатывать его») и остерегаться нарушить запреты Торы («и хранить его»). Это объяснение основано на стихе 3, 24 из Бэрейшит: «…охранять путь к дереву жизни». Говорят мудрецы: «Это Тора, ведь сказано: Древо жизни она для придерживающихся её».

С уважением, Реувен Куклин.

Читайте: тема Добро и Зло

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ