Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тот, кто не помогает ближнему, считается идолопоклонником?

17 марта 2010 года, темы: Цдака, Идолопоклонство, Богобоязненность

Отложить Отложено

«Если человек закрывает глаза, как будто не видит просящего, — становится идолопоклонником». ПОЧЕМУ? М., Украина

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая М.!

В Талмуде (Бава Батра 10а) приводится несколько иной вариант. Там сказано: «Рабби Йеошуа бен-Карха говорит: “Тот, кто игнорирует [обязанность] цдаки, — как будто поклоняется звёздам”. Рабби Йеошуа бен-Карха говорит о том, что существует определённое сходство между тем, кто “не замечает” просящего, и тем, кто поклоняется звёздам (обратите внимание, тут не сказано, что он “становится идолопоклонником”, а только в чём-то уподобляется ему).

Рабби Йеошуа бен-Карха делает этот вывод из того, что Тора называет человека, который отказывается дать цдаку, “негодяем” — блийааль (Дварим 15, 9). Этим же словом назван и тот, кто поклоняется звёздам (Дварим 13, 14): “Выступили люди-негодяи из среды твоей и соблазнили жителей города своего, говоря: “Пойдём и будем служить божествам иным, которых вы не знали”…”. Поскольку и тот, кто игнорирует просящего, и идолопоклонник названы словом блийааль, рабби Йеошуа бен-Карха предполагает, что между ними существует определённое сходство.

Чтобы понять, в чём заключается это сходство, задумаемся над словом блийааль. Раши в своём комментарии (к Дварим 13, 14) говорит, что оно составлено из двух слов — бли (“без”) и оль (“ярмо”, “бремя”). Т.е. речь идёт о человеке, который сбрасывает бремя, наложенное на него Всевышним. Поэтому тот, кто поклоняется светилам, также назван блийааль: служа посторонним силам, он показывает, что не принимает “ярма” Всевышнего.

Рабби Авраам Хаим Шор (жил около 400 лет назад, был одним из величавших раввинов своего поколения) в своей знаменитой книге Торат Хаим объясняет: тот, кто игнорирует просящего, показывает тем самым, что не принимает власти Всевышнего над собой. И этим он похож на идолопоклонника. “Поскольку цдака, — продолжает Торат Хаим, — это принятие на себя бремя Царства Небес. И так же — всё, что человек обязан отделять от своего имущества, как, например, опавшее при жатве, забытый сноп, несжатый край поля, первые плоды, приносимые в Храм, возношения (трумот) и десятины, и всё, от чего человек отказывается в седьмой и пятидесятый год. Всё это было установлено, чтобы человек знал и воспринимал сердцем, что “Господу [принадлежит] земля и (всё) наполняющее её” (Тэилим 24, 1), и всё, что есть у человека, ему не принадлежит, и чтобы принял человек на себя бремя Царства Небес. А каждый, кто этого не делает и говорит в сердце своём: “Сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это” (Дварим 7, 17), — сбрасывает с себя ярмо”..

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Деньги под диваном — это забытый сноп?

Материалы по теме


Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат? В чем состоит цель испытаний и какие личные средства необходимы для их успешного преодоления? Читать дальше