Темы: Рав Реувен Куклин, Душа, Траур, Смерть
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНа днях у меня произошло несчастье — умер мой отец.
Помимо естественных для такой ситуации чувств (с которыми я, слава Б-гу, достаточно успешно справляюсь) у меня возникают определённые вопросы относительно еврейского взгляда на бессмертие души.
Итак:
— Какова цель существующих законов, связанных с похоронами и трауром?
Если эти законы направлены на то, чтобы облегчить состояние скорбящих, то неужели неделя, проводимая в состоянии, похожем на домашний арест, или воздержание от слушания музыки в течение года способствуют этому облегчению?
Если же всё это направлено на благо души умершего, то неужели ему не всё равно, в каком виде и даже на каком кладбище похоронено его тело, зажжена ли поминальная свеча, и произносится ли по нём кадиш?
— Те, кто приходит исполнить мицву утешения скорбящих, часто выражают соболезнование в связи с потерей.
Но уместно ли здесь понятие потери близкого родственника?
Да, мы потеряли возможность видеться и общаться с ним, прикасаться к нему и т.д.
Но если мы верим не только в бессмертие души, но также и в то, что умерший, оказавшись в духовном мире, гораздо больше способен хлопотать перед Всевышним за наши интересы, разве это можно уместно называть потерей родственника?
Разве мой отец не остаётся моим отцом даже после того, как его душа отделилась от тела?
— (Я понимаю, что из первых рук на этот вопрос ответить невозможно, но всё-таки хотелось бы знать, что еврейская традиция говорит по этому поводу).
Осведомлены ли умершие о том, что происходит с их близкими в мире живых?
К сожалению, мой папа не дожил до моей женитьбы.
Но могу ли я рассчитывать, что когда я всё-таки женюсь и у меня появятся дети, мой папа будет об этом знать и сможет, находясь в мире истины, порадоваться за меня?
Аркадий, Нью-Йорк
Уважаемый Аркадий!
Прежде всего, позвольте выразить Вам свои соболезнования. Добавлю то, что принято говорить при утешении скорбящих: А-Маком йенахэм этхэм бэ-тох ш-ар эвлей Цийон в-Ирушалаим вэ-лё-тосифу лэ-даава од — Всевышний утешит вас вместе с остальными скорбящими Сиона и Иерусалима, и не будете больше скорбеть.
Ваши многочисленные вопросы можно свести к трём основным:
1. Какова главная цель выполнения законов траура — благо души покойного или благо скорбящего?
2. Почему смерть близкого человека считается потерей, ведь его душа вечна?
3. Знают ли мёртвые, что происходит с живыми?
Постараюсь ответить по порядку:
1. Основная цель заповедей, связанных с трауром — оказание уважения умершему. Конечно же, умершему важно всё, что живые делают в память о нём. Ему также очень важно, где он похоронен. И чтение Кадиша очень важно для души покойного. Однако даже если бы покойному было безразлично, мы должны выразить ему своё уважение, поскольку уважение к другому человеку очень важно для духовного развития каждого из нас. Каждому человеку надо научиться уважать других людей, а не пренебрегать ими.
2. Потеря близкого человека для нас, прежде всего, состоит в том, что его сейчас нет с нами, с ним невозможно контактировать, нет возможности его видеть и слышать, разговаривать с ним.
3. В Талмуде (трактат Брахот, 18а) подробно разбирается вопрос, знают ли мёртвые, что происходит с живыми. Заключение Талмуда: мёртвые знают об этом.
Относительно Вашего вопроса: «Могу ли я рассчитывать, что когда я всё-таки женюсь, и у меня появятся дети, мой папа будет об этом знать и сможет, находясь в мире истины, порадоваться за меня?». Приведу цитату из книги Зоар, в которой содержится ответ на Ваш вопрос (Пинхас, 219—220):
«Когда человек посвящает Всевышнего в свою радость, Всевышний приходит в Ган-Эдэн и берёт оттуда его отца и мать, которые участвовали вместе с Ним (в создании этого человека), и приводит их туда, где празднуют эту радость. И все они находятся там, а люди не знают. Но когда человек в горе, с ним находится только Всевышний, а его отцу и матери не сообщает Он [о горе]». Во многих общинах даже существует следующий обычай: если кто-то из родителей жениха или невесты не в живых, их сын или дочь идут в день накануне женитьбы на кладбище, чтобы пригласить покойного родителя на свадьбу.
Хочу добавить, что на нашем сайте есть много материалов о трауре. В этих статьях Вы сможете найти ответы на различные вопросы по этой теме.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Яков Шуб
Тратить огромные деньги на поддержание жизни частично мертвых пациентов?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Калев Крелин
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Траур по умершему родственнику»
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Реувен Куклин
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ