Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Велика милостыня! — она достигает Престола чести и славы, как сказано: «Милостыня и справедливость — основа престола Твоего» (Теилим 89; 15).»Орхот цадиким. Щедрость

Можно ли напрямую обрабатывать своё подсознание?

Темы: Подсознание, Рав Реувен Куклин, Психология, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Спасибо за ответ про подсознание!

Из ответа не очень понятно, разрешено ли напрямую «обрабатывать» свое подсознание. Так, например, в современной психологии это применяется. Например, для улучшения достижения целей психологи рекомендуют обработать свое подсознание, чтобы повысить мотивацию и т.п. Это разрешено? Вадим

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Вадим!

Я не совсем понимаю, что означает «напрямую обрабатывать подсознание». Не могли бы Вы описать конкретные методики?

Извиняюсь, если мой ответ про подсознание был недостаточно хорошо разъяснен. Не успел его хорошо обдумать из-за острой нехватки времени. Первоначально хотел добавить к ответу дополнительные вещи, но, в конце концов, решил, что этого достаточно.

С уважением, Реувен Куклин

Вопрос:

Добрый день,

Ответ вы дали хороший. Я думаю, что любой ответ должен был бы породить дополнительные вопросы, т.к. вопрос сам по себе не однозначный.

Методика, побудившая меня задать вопрос — примерно такая.

Для того чтобы достичь какой-то цели, нужно закрыть глаза и мысленно представить себе, что вы ее уже достигли. Представить картину вокруг, восторги других людей, собственные ощущения и т.п.

После такой обработки подсознание повышает самомотивацию к достижению этой цели, если представленная картина очень хороша. Таким образом, достижение этой цели становится проще, быстрее и приятнее.

Вадим

Ответ:

Уважаемый Вадим,

Этот метод воздействия на подсознание очень важен, мудрецы неоднократно упоминали о нём.

В предыдущем письме приводилась цитата из Пиркей Авот (2, 10). В ней идёт речь о воздействии на подсознание: Рабан Йоханан бен-Закай спросил учеников, что оказывает самое существенное влияние на подсознание. Мы привели ответы двоих из его учеников — рабби Йеошуа и рабби Йоси. Там приводится также ответ третьего ученика — рабби Шимона. Рабби Шимон ответил: «Дальновидный» (А-роэ эт а-нолад — «тот, кто видит зарождающееся»). В трактате Тамид (33а) рассказано: Александр Македонский спросил еврейских мудрецов, кто называется мудрецом. Они дали ему ответ, подобный ответу рабби Шимона: «Тот, кто видит зарождающееся». Хафец Хаим в своей книге Ховат а-Шмира (в предисловии) объясняет: рабби Шимон и мудрецы, о которых говорится в трактате Тамид, сформулировали свой ответ точно — именно «видящий зарождающееся», а не «знающий зарождающееся», потому что просто знание само по себе не очень-то влияет на мир бессознательного. Если человек хочет воздействовать на своё подсознание, он должен вообразить себе «зарождающееся», ясно «увидеть» картину будущего.

Хафец Хаим продолжает: этому же учит нас пророк Ирмеягу. Он обличает евреев за то, что они оставили Всевышнего, следующими словами: «…и ты (Йеудея) узнаешь и увидишь, что плохо и горько то, что ты оставила Господа, Б-га твоего» (2, 29). Ирмиягу употребляет два слова: «узнаешь» и «увидишь». Согласно объяснению Хафец Хаима, пророк имеет здесь в виду следующее: евреи должны знать, что будет с тем, кто оставил Всевышнего. Для этого необходимо изучать, что сказано об этом в Торе. Но этого недостаточно. Надо также представить себе это, «нарисовать в воображении», ясно «увидеть». Только так человек может повлиять на своё подсознание и победить дурное стремление.

Таким же образом Хафец Хаим толкует и другое высказывание мудрецов в Пиркей Авот (3, 1): «Смотри на три вещи и не придёшь к греху». В своей книге Торат а-Байт (ч. 8) он пишет: «Здесь также речь идёт о том, что должен человек нарисовать (живо вообразить эти три вещи) в своей душе — как будто бы он действительно видит это своими глазами, и такое созерцание, несомненно, поможет ему избежать греха».

Сказали также мудрецы в трактате Псахим (116 б): «В каждом поколении обязан человек смотреть на себя так, как будто [именно] он вышел из Египта». Рав Йехезкель Левинштейн делает отсюда вывод: одного лишь теоретического знания о том, что когда-то евреи вышли из Египта, недостаточно. Каждый человек должен чувствовать себя так, как будто он сам вышел из Египта. А достичь такого ощущения можно, только вообразив себе исход из Египта так, чтобы «видеть» происходящее «своими глазами» (Ор Ехезкель, Эмуна, с. 23).

Это необходимо потому, что именно то, что человек видел или ярко представил себе, способно воздействовать на его подсознание. Ведь на человека производит впечатление только то, что он переживает лично, и то, что происходит вокруг него. [Это мы видим и на примере фараона: когда происходило очередное бедствие, он раскаивался, но как только бедствие прекращалось — «и увидел фараон, что стало легче, и отягчил сердце своё» (Шмот 8, 11) — ведь в этот момент бедствие уже не воздействовало на него непосредственно!].

И в этом — одно из существенных различий между человеком праведным и человеком неправедным. Праведник с помощью воображения «внедряет» в своё подсознание то, что узнал и понял в теории. Грешник этого не делает. Например, все знают «теоретически», что, в конце концов, умрут. Но праведник представляет себе конец и помнит, что он не вечен, поэтому старается совершать верные действия — т.е. накапливать истинное «богатство», вечное. А ощущение грешников — что они в этом мире навсегда, поэтому они всю жизнь заботятся только о своём материальном существовании. В книге Зоар (Насо, ст. 126) так описано то, что ощущают эти люди: «Человек идёт в этом мире и думает, что он принадлежит ему навеки и что останется в нём [этом мире] навсегда». Конечно, Зоар говорит здесь только о подсознании человека (ведь в теории каждый знает, что умрёт).

Всё это показывает нам, насколько важна и необходима эта работа — «видеть зарождающееся».

С уважением, Реувен Куклин

Слушайте: Воображение и Разум

Материалы по теме


Этот уникальный устный жанр, возникший одновременно с хасидизмом и являющийся выразителем хасидского учения, адресован, в первую очередь, простым людям и учит простой и искренней вере, любви к Б-гу и любви к ближнему. При этом достоверность рассказов может быть различной: есть строго документальные истории с указаниями имен и географических подробностей, есть явно сочиненные, есть притчи, мемуары, анекдоты Читать дальше