Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем заповеди отличаются от добрых дел?

Темы: Рав Реувен Куклин, Милосердие, Заповеди, Добрые дела

Отложить Отложено

Шалом! Я иногда слышу, как люди, в основном, религиозные, говорят фразу типа: «Да удостоишься ты [совершения] мицвот и добрых дел». И я вдруг спросил себя, существует ли различие между мицвот и добрыми делами с точки зрения религии? Есть ли у наших мудрецов что-нибудь об этом различии, или просто так принято говорить и не стоит в это входить? Спасибо. М., Иерусалим

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый М.,

Разграничение между мицвот и добрыми делами мы находим уже у мудрецов. Это выражение встречается в литературе мудрецов во многих местах, в особенности же оно распространено в Мидраш Рабба.

Конечно, это различение имеет смысл, ведь слова мудрецов взвешены и точны.

Слово мицвот — «заповеди» — обозначает все заповеди Торы, а выражение «добрые дела» описывает только поступки по отношению к ближнему, различные проявления милосердия. Сочетание «добрые дела» относится только к поведению человека по отношению к другому человеку, потому что словом тов («хороший», «добрый») в святом языке называется именно тот, кто делает добро другим. Поэтому мы говорим в благословении Мэ-эйн шалош: «Ибо Ты, Господь, — Б-г добрый и творящий добро каждому…», т.е. поскольку Всевышний добр (тов — «хороший», «добрый»), Он творит добро каждому.

Правда, проявлять милосердие — это тоже мицва. Но эта заповедь отличается от других тем, что она не предписывает строго определённого действия: все поступки, в которых проявляется милосердие к другому человеку, являются в какой-то мере исполнением заповеди милосердия. Остальные же мицвот предписывают совершение строго определённых действий.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: 613 заповедей

Материалы по теме


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше