Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тому, кто причинил тебе много зла, не следует мстить, не следует припоминать ему этого — таков закон сынов Израиля, чистых сердцем»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10
Отвечает рав Реувен Пятигорский

Все эти слова происходят от одного корня, значение которого — «много» или «большой». Строго говоря, на языке Письменной Торы слово рав означает «первенец», «старший». Сказано про Яакова и Эсава, сыновей Ицхака: «Рав, Старший будет служить младшему» (Берешит 25:23). Но уже в Мишне под словом рав понимается учитель: «Сделай себе учителя, рава» (Авот).

Если разрешение на преподавание и вынесение постановлений учитель получал в Эрец Исраэль, то его звали раби, арамейский эквивалент слова рав. Так называли практически всех мудрецов эпохи Мишны. В отличие от них, большинство мудрецов Талмуда, получивших разрешение за пределами Страны Израиля, имели звание просто рав.

С установлением в еврейских общинах особой организации, рабанута, ведавшей всеми религиозными вопросами вплоть до вынесения судебных приговоров по имущественным тяжбам, звание рав перешло на ее участников. Равами стали называться судьи и учителя, толкователи Торы, а затем и просто уважаемые благочестивые люди. Им выделяли особые места в синагоге, оказывали знаки почтения. Считалось, что в их лице приветствуется Тора. Обычай этот появился еще во времена Вавилонских академий и был затем перенесен в Европу. Глава общины назывался Арав аришон, Первый среди рабаним (множ. число от слова рав). Первым это звание получил раби Моше бен Ханох, переселившийся из Вавилона в Испанию.

Ребе — не что иное, как ашкеназская форма обращения рав.

Материалы по теме


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше