Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Отвечает рав Реувен Пятигорский

Все эти слова происходят от одного корня, значение которого — «много» или «большой». Строго говоря, на языке Письменной Торы слово рав означает «первенец», «старший». Сказано про Яакова и Эсава, сыновей Ицхака: «Рав, Старший будет служить младшему» (Берешит 25:23). Но уже в Мишне под словом рав понимается учитель: «Сделай себе учителя, рава» (Авот).

Если разрешение на преподавание и вынесение постановлений учитель получал в Эрец Исраэль, то его звали раби, арамейский эквивалент слова рав. Так называли практически всех мудрецов эпохи Мишны. В отличие от них, большинство мудрецов Талмуда, получивших разрешение за пределами Страны Израиля, имели звание просто рав.

С установлением в еврейских общинах особой организации, рабанута, ведавшей всеми религиозными вопросами вплоть до вынесения судебных приговоров по имущественным тяжбам, звание рав перешло на ее участников. Равами стали называться судьи и учителя, толкователи Торы, а затем и просто уважаемые благочестивые люди. Им выделяли особые места в синагоге, оказывали знаки почтения. Считалось, что в их лице приветствуется Тора. Обычай этот появился еще во времена Вавилонских академий и был затем перенесен в Европу. Глава общины назывался Арав аришон, Первый среди рабаним (множ. число от слова рав). Первым это звание получил раби Моше бен Ханох, переселившийся из Вавилона в Испанию.

Ребе — не что иное, как ашкеназская форма обращения рав.

Материалы по теме


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше