Темы: Гордость, Рав Реувен Куклин, Коэн, Уважение
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак именно следует «уважать коэна»? Можно ли его просить передать что-то, скажем, за трапезой, или помочь в чем-то другом (и о чем не следует просить)? И не может ли способствовать уважение коэна возобладанию его гордыни? Спасибо! Д., Израиль
Уважаемый Д.!
В Торе сказано о коэне (Ваикра 21, 8): «И ты святи его, ибо хлеб Б-га твоего приносит он (в жертву); свят да будет он у тебя, ибо свят Я, Господь, освящающий вас». Отсюда мы учим, что существует обязанность уважать коэна. И сказали мудрецы (Гитин 59а): «И ты святи его — во всём, что касается святости: пусть начинает первым (“во всех делах, связанных с почётом, — как во время чтения Торы, так и во время собрания он должен говорить первым” — Раши), и благословляет первым, и первым берёт часть прекрасного яства». Так выполняют заповедь уважения к коэну.
Кроме этого существует запрет «использовать» коэна, как пишет Рамо (раби Моше Иссерлеса, Орах Хаим 128, 45), т.е. запрещено просить коэна оказать какую-либо услугу. Рамо добавляет, что если коэн согласен простить неуважение к себе, то можно обратиться к нему с просьбой об услуге.
Таким образом, прежде чем о чём-то попросить коэна, надо как следует подумать: он будет рад выполнить просьбу? — тогда можно к нему обратиться. Или это затруднит его?
Вы спрашиваете, не возгордится ли коэн от того уважения, которое мы ему окажем. Если этот коэн человек здравомыслящий, конечно, не возгордится: ведь уважение это оказывают не лично ему, а кэуне, службе коэнов, представителем которых он является, как сказано в стихе, приведённом выше: «…ибо хлеб Б-га твоего приносит он (в жертву)».
И ещё важно привести здесь слова рава Ицхака Блейзера (книга Нэтивот Ор): «Это великое правило в работе над своими качествами: большинство добрых свойств — только в области отношений человека с самим собой. Но в том, что касается ближних, подход должен быть прямо противоположным: например, следует избегать почестей — это прекрасное качество, и т.д. И сказали наши мудрецы об отношениях между людьми: “Кто уважаем? Тот, кто уважает людей” (Авот 4, 1). Воздержание — свойство людей высочайшего уровня, но оно должно проявляться только в отношениях человека с самим собой. В том же, что касается пользы и удовольствия ближнего, наш долг — проявлять свойство, противоположное воздержанию, выходить на улицы и площади города, чтобы найти то, что нужно для блага ближнего». Отсюда ясно: на нас лежит обязанность уважать других людей, и не наша забота — думать о том, что, может быть, уважение, которое мы проявим к ним, заставит их возгордиться и т.п.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Как уважать людей?
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Аарона, первосвященника и брата Моше Рабейну
Рав Реувен Куклин
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечают на вопросы: в чем секрет успеха Мордехая и Эстер? Ведь неслучайно руководителями еврейского народа, сумевшими предотвратить его уничтожение, были именно они? Чему я могу у них научиться как руководитель?