Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто принимал участие в сотворении человека?

Темы: Сотворение человека, Сотворение мира, Адам, Овадья Климовский, Ангелы

Отложить Отложено

(Берешит 1:26) И сказал Б-г: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… Почему Бог говорит о себе во множественном числе? Рафаэль, Берлин

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Рафаэль!

Всевышний учит нас скромности, это отмечено многими комментаторами. Раши объясняет, что человек похож на малахим (ангелов), ведь они тоже сделаны «по образу и подобию». Поэтому, чтобы у них не возникло неприятного чувства из-за создания человека, Творец решил «посоветоваться» с ними. Он объяснил им: несправедливо, что в верхних мирах обитают созданные «по Его подобию», а в нижних — нет. Так Всевышний учит человека уважительно относиться к подчиненным и стараться показать им, что с их мнением считаются.

Ор а-Хаим замечает: все скромные люди также говорят и пишут о себе во множественном числе (как бы подчеркивая, что не в одиночку создают что-то, например, пишут книгу). Более глубокий его комментарий говорит о том, что все 13 мидот, качеств Всевышнего, были задействованы в этом творении — для того, чтобы указать человеку, какие качества он может и должен развить в своей душе — милосердие, заботливость, долготерпение и т.д.

Рамбан же отмечает, что при творении человека были использованы уже сотворенные раньше «материалы», ведь тело его создано из земли. Получается, Творец как бы говорит: «Я и земля — сделаем человека». Ведь душа человеческая, в отличие от тела, была принципиально новым творением, иного уровня, чем всё созданное ранее.

Баалей мусар приводили и такое объяснение — в творении человека необходимо и его собственное участие — работа над своими качествами. Без этого человек не целен.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Тору с комментариями

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше