Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

За что погиб первый ребёнок царя Давида и Вирсавии?

Темы: Батшева, Провидение, Наказание, Давид, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Меня заинтересовал момент смерти первого ребенка царя Давида и Вирсавии. Это было наказание Давиду за убийство Урии, но меня мучает вопрос: за что получила такое наказание Вирсавия? Сначала погиб ее муж, а потом и ребенок. За то, что она была с Давидом? Но разве у нее был выбор? Спасибо и шаббат шалом! А.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте! Ваш вопрос очень важный, но, к сожалению, присмотревшись к тому, что происходит в жизни, нужно задать не один, и не два, а миллионы таких вопросов. Разве мало людей страдает, совершенно не понимая причины своих страданий? Конечно, это только усугубляет вопрос и не даёт на него ответа. Но это обобщает проблему, которая кратко формулируется так: «Праведник страдает, а злодею хорошо». Об этом еще рабби Янай сказал в Пиркей авот: понять расчеты Всевышнего, по которым так случается зачастую, нам не дано.

Не обязательно «полярно» ставить вопрос, «праведник» — понятие относительное. Каждый человек относительно того, что с ним происходит, если это кажется нам незаслуженным, является «праведником». И мы, как сказано выше, не можем знать всех причин, которые привели к тому, что случилось с человеком. Может быть, он не такой праведник, как кажется. Может быть, наоборот, он очень большой праведник, и поэтому с него взыскивается строже. А может, это часть «программы» укрепления его души, которое необходимо ему.

При этом иногда мы можем видеть, что случившееся было «запланировано» для этого конкретного человека, а иногда это выглядит так, будто он случайно оказался рядом с кем-то, кто навлек на него беду, как это представляется в случае с Бат-Шевой.

В любом случае, мы знаем, что ничто не происходит, если нет на это воли Всевышнего.

Хотя это не отменяет вопроса, стоит заметить, что из текста не следует однозначно, что у Бат-Шевы не было выбора. Она вполне могла и отказаться.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Какова награда за выполнение лёгкой заповеди?

Материалы по теме

Давид. Женитьба на Бат-Шеве и рождение Шломо

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Царь Давид

Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше