Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кого можно называть Равом?

Темы: Раввин, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой… Кого можно называть Равом?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, попробуем вначале понять, что включает в себя понятие Рав.

Во всех еврейских источниках Раввина называют Талмид-Хахам, в переводе — «Мудрый Ученик». Уже из самого названия следует несколько требований.

Первое — мудрость. Рав должен обладать колоссальными знаниями, включающими все составные части Письменной и Устной Торы. Показатель этого — если он способен сразу же ясно ответить на любой вопрос по Галахе (еврейскому закону), даже редко спрашиваемый. И не только сами знания — показатель, но и насколько он эту мудрость любит, ищет и возжелает.

Второе — речь идёт о мудрости, которая обязывает всегда находиться в статусе ученика. Проверка «Мудрого Ученика» — если он постоянно хочет расширить и углубить свои знания, то есть желает всегда оставаться учеником.

Но насколько высоки требования к мудрости Раввина, в ещё большей степени высоки требования к его нравственной чистоте.

Сказано в Талмуде, что мудрец, у которого есть пятно на одежде, достоин «смерти». Пятно как в прямом смысле, если ходит в грязном одеянии, то тем самым принижает ценность Торы в глазах людей, так и в переносном — Рав должен быть не запятнанным ни в деяниях, ни в словах, ни в духовных помыслах.

Сказано ещё, что Рав, у которого внутреннее духовное содержание не соответствует его внешнему поведению — не называется «Мудрый Ученик». Профессора по этике, знания не обязывают вести себя этично, у Рава это первое требование.

Чем Рав побольше, тем он скромнее и проще, тем более слова не расходятся с делом, а то, что в сердце, с тем, что есть на устах. Когда рассказывают о раввинах, то упоминают не их гениальность, это и так явно открыто в их книгах, а их праведность в самых мелких поступках.

Кроме этого, есть ещё длинный перечень строгих требований к «Мудрым Ученикам», который никак не предъявляется к любому другому еврею. Всё вместе составляет понятие Рав.

Теперь по сути Вашего вопроса.

Когда-то Раввином называли того, кто обладал в той или иной степени вышеупомянутыми качествами. Это были главы ешив и общин, Раввины городов и т. д. Со временем многое изменилось. Поколения мельчают, представления эволюционируют. Сейчас Равом называют любого религиозного мужчину в костюме, со шляпой и бородой. В принципе, это стало уважительной формой обращения, вместо «адон» — господин.

Настоящих Раввинов — мало, среди русскоязычных — единицы. Получается, что большинство русскоязычных евреев никогда не видели и не встречались с Раввинами. Поэтому вполне возможно, что Вы просто оказались жертвой семантического недопонимания…

Ну, а всё-таки, кого, кроме настоящих Раввинов, сейчас правомерно называть Рав? Например, как долг уважения, тех, которые обучили Вас азам еврейской жизни, обучали Торе и первым шагам в соблюдении заповедей.

Поэтому, вполне возможно, что тех, кто принёс в Ваш город первоначальные знания о Торе, действительно надо называть Равом, даже если…

Читайте: Как выбрать раввина?, Задать вопрос раввину, Посмотреть все ответы

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ