Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Художественная литература

Темы: Литература, Досуг, Рав Реувен Пятигорский

Отложить Отложено

Принято ли среди евреев Торы читать бестселлеры?

Отвечает рав Реувен Пятигорский

Даже не знаем, как ответить. С одной стороны, есть такие, о которых можно сказать: не принято, но читают. С другой стороны, про большинство всё же надо признать: даже не знают, что такое бестселлеры. И не потому не знают, что находятся вне культуры, а потому, что у них на это развлечение просто-напросто нет времени. Ибо «потребление» художественной литературы, надо признать, — всё же развлечение, а не тяжёлый труд. По крайней мере, так считает Запад. (Хотя мы и привыкли, что «поэт в иных землях больше, чем поэт»).

Не вступая в спор, отметим, что на чтение романов требуется время. Тот, кто к ним привык, время найдёт. Но люди, постоянно занятые напряжённой интеллектуальной работой, таким свободным временем не располагают. И ещё одно препятствие: авторы литературных произведений, хотят они или не хотят, придерживаются, как правило, неких этических и мировоззренческих положений, которые, в общем-то, разделяются их читателями. Т.е., те и другие общаются на одном языке. Но вот в чём вопрос: придерживаются ли тех же воззрений евреи, живущие по нормам Торы?

Впрочем, в современной «ортодоксальной» общине можно найти и «запойных» читателей. Это, в первую очередь, дети, для которых выпускается достаточно много художественных книг самого захватывающего содержания, но вполне свободных от всех издержек западной книжной индустрии с её элементами насилия, пошлости и тому подобной атрибутики.

Что касается утверждения, будто «религиозные» евреи меньше, чем их светские соотечественники, тратят денег на книги, то оно не совсем точно. Тратят, но на совсем другие книги. Зайдите в любую семью «харедим», и уже в гостиной увидите большие стеллажи, наполненные книгами любого формата — начиная с маленьких изданий и кончая огромными фолиантами.

Мы — народ Книги и книг. Евреи, и с этим никто не спорит, — читатели во всех своих поколениях! Современные верующие евреи не представляют собой исключения, свободного от этой страсти… Разница — в способах её удовлетворения.

Материалы по теме

А можно ли ездить в отпуск и учить детей плавать?

Рав Ашер Кушнир

Чтобы понять и постичь 23. Если все еврейские законы ограничительного свойства, не лишают ли они людей радостей жизни?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Высокий моральный уровень достигается при помощи ограничений. Среди заповедей очень много таких, которые, на первый взгляд, посягают на личную свободу человека. Тем не менее, наличие запретов не мешает евреям наслаждаться жизнью.

Чтобы понять и постичь 24. Как можно соблюдать еврейские законы и в то же время оставаться современным человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Считается, что современному человеку нет дела до «каких-то там законов, которые были приняты 2000 лет тому назад». На самом же деле, именно новомодные веяния спустя мгновение могут быть выброшенными на свалку истории, тогда как вечные традиции еврейского народа будут актуальными всегда.

Чтобы понять и постичь 25. Почему иудаизм не может позволить больше демократии в установлении законов?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Только Тот, кто находится над этим миром, может знать, что плохо, а что хорошо. Человек не вправе самостоятельно устанавливать нормы поведения. Это одна из причин того, что религиозные евреи не полагаются на свои собственные познания в том, что касается Галахи.


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).