Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Царь Соломон поклонялся идолам?

Темы: Шломо, Танах, Грех, Идолопоклонство

Отложить Отложено

Здравствуйте! У меня по ходу чтения книги пророка Мелахим I, главы 11, созрел вопрос по поводу предложения «И последовал Шеломо за Ашторэт, божеством Цидонским, и за Милкомом, мерзостью Аммонитян». В итоге, наказан царь Шеломо был за строительство капищ для своих жен или за то, что сам принимал участие в поклонении языческим божествам? Спасибо большое заранее за ответ. Таня

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Таня !

В этой же главе ниже однозначно говорится, что Шломо был наказан за свои действия (стих 11): «И сказал Господь Шломо: за то, что ты так поступал и не соблюдал завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну царство от тебя и отдам его рабу твоему».

Однако утверждение о том, что Шломо сам принимал участие в поклонении языческим божествам, неверно, упаси Б-г. Шломо не совершил этого греха, и сказали мудрецы (Шабат 51, 2): «Каждый, кто говорит, что Шломо согрешил, — всего лишь ошибается».

В этом может убедиться каждый, кто знаком, хотя бы немного, с книгами, написанными царём Шломо — Шир а-Ширим, Мишлей и Коэлет (в комментарии Виленского Гаона разъясняется, что царь Шломо написал книгу Коэлет в конце жизни). Книги эти полны огромной любви к Б-гу и страха перед Ним. Как мы можем сказать о человеке столь б-гобоязненном и исполненном любви к Всевышнему, что он преступил столь суровый запрет — запрет чуждого служения?

А то, что написано: «И было, в пору старости Шломо жёны его склонили сердце его к иным божествам», не означает, что царь Шломо, упаси Б-г, предался идолопоклонству и служил чужим богам. Речь идёт о том, что в его сердце закралась «тень мысли» об идолослужении.

Из слов «склонили сердце его» можно сделать вывод: жёны повлияли только на сердце царя, но не на его действия. Это же следует из продолжения стиха: «…и не было сердце его полностью (предано) Господу, Б-гу своему, как сердце Давида, отца его». Ведь если бы царь поклонялся идолам, речь шла бы о том, что он «удалился от Б-га»; слова «не было сердце его полностью (предано) Господу» не имели бы смысла. Из слов «как сердце Давида, отца его» также следует, что царь Шломо был полностью предан Всевышнему, но всё же не в такой мере, как царь Давид, о котором сказано (Млахим I, 15, 5), что он «…делал праведное в очах Господа и не отступал во все дни жизни своей от всего того, что Он заповедал ему». Этот же вывод следует и из стиха 6: «…и не (следовал) полностью за Господом, как Давид, отец его»: царь Шломо следовал за Господом, исполнял Его волю, но не так, как его отец Давид.

Вы можете спросить: если царь Шломо был праведником и прегрешение его было незначительно, почему в этих стихах выражено такое явное осуждение и почему царь был так сурово наказан?

Ответ был бы следующим: Всевышний «спрашивает» с каждого человека в соответствии с его уровнем. А царь Шломо находился на высочайшем уровне: и как сын царя Давида; и потому, что Всевышний являлся ему дважды и наделил его мудростью. Поэтому ему нельзя было совершать и незначительных прегрешений, и небольшой грех «засчитывался» ему как большой.

Поэтому в тексте подчёркивается, что он не был таким, как его отец Давид, т.к. «отклонилось сердце его от Господа, Б-га Израилева, Который являлся ему два раза» (стих 9). Т.е. то, что он был сыном царя Давида, и то, что Всевышний являлся ему дважды, должно было «привести» царя Шломо на такой уровень, где невозможны и мелкие прегрешения.

«Грехи Шломо» подобны всем грехам больших людей, которые упоминаются в Танахе: они часто описываются как тяжкие грехи, но в действительности речь идёт о незначительных прегрешениях. Однако с праведников Всевышний «спрашивает» значительно более сурово, чем с обычных людей (см. Йевамот 121 б), требования к ним значительно выше, потому их небольшие грехи описываются в Танахе как тяжкие преступления.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».