Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О ком следует думать, когда произносишь проклятия?

Темы: Молитва Амида, Грех, Молитва, Проклятие, Овадья Климовский, Кавана

Отложить Отложено

Здраствуйте. Спасибо за ваш сайт. Что нужно думать (какая должна быть кавана) во время произнесения: а) Благословения против доносчиков в Шмоне Эсре, если можно, на все слова. б) В Псалмах Давида при упоминании «решаим», «поалей авен» и «ойвай». Для меня это очень важно, ведь это по сути проклятия. И не дай Б-г проклясть невиновного или близкого. (В молитве Таханун говорится «рашану» и т.д., какая связь с приведенным выше?). Большое спасибо

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

А) Браха «против доносчиков» изначально была направлена против сектантов, которые, как это принято, чинили традиционным евреям препятствия, донося на них римским властям. Самая простая кавана, которую требует от нас Закон — это сосредоточиться на смысле произносимых слов (Шулхан Арух, Орах Хаим, 98,1).

Попробуем примерно передать смысл слов этой брахи по-русски:

Пусть у доносчиков не будет надежды, и все зло (комментаторы подчеркивают, что надо желать уничтожения зла, а не злодеев — следует желать, чтобы они раскаялись) пусть мгновенно пропадет. И все Твои враги пусть побыстрее исчезнут, и злоумышленников разрушь на корню, разбей, принизь и подчини скорее, в наши дни. Благословен Ты, а-Шем, разбивающий врагов и подчиняющий (принижающий) злоумышленников.

(Враги — это ненавидящие, но бездействующие, а злоумышленники — те, кто не только замышляет, но и претворяет в жизнь свои планы).

Б) Прежде всего отметим, что если Вы читаете Псалмы, Вы никого не проклинаете. Вы только читаете то, что написал царь Давид, но и написанное им не является проклятием. А то, что может быть все-таки расценено как проклятие, направлено, безусловно, только против тех, кто этого заслужил. В конце концов, и самим злодеям лучше, чтобы их деятельность прекратилась как можно раньше — тем меньший груз будет лежать на их совести. Решаим — это общее обозначение злодеев, но, скорее, определяющее их внутреннюю сущность, а поалей авен — это активно действующие злодеи (возможно, не так уж и испорченные внутри). Ойвай переводится как «Мои враги» — наши мудрецы поясняют, что любой враг еврейского народа является врагом Всевышнего.

Рашану — это от того же корня, «мы злодействовали».

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Почему негры чернокожие?

Материалы по теме


Что такое вера? И если Иудаизм — это вера, то надо просто верить — сказать себе, что я верю и всё, или — это что-то сверхъестественное, чего нам не понять? Читать дальше