Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Ицхак не заботился о женитьбе Яакова?

Темы: Иштадлут, Еврейские знакомства, Шидух, Рав Реувен Куклин, Яаков, Авраам, Ицхак

Отложить Отложено

Уважаемый р. Реувен Куклин,

помогите разобраться в следующем вопросе:

Как мне кажется, Ицхак совсем не заботился о том, чтобы женить Яакова. Если я не ошибаюсь, долг отца женить сына. В свое время Авраам, после акеды, очень был взволнован тем, что Ицхак не женат. И в 40 лет Ицхак жениться при активном участии отца. Вероятно, это должно было научить Ицхака, что надо заботиться о судьбе детей.

Что касается старшего Эсава, то тут забота о его женитьбе совсем запоздала. Хотя, возможно, влияние Ицхака в выборе жены для Эсава могло привести к его исправлению.

Но что касается Яакова, то вопрос о его женитьбе подняла только Ривка, да и то, как прикрытие его «эвакуации» к Лавану. Так Яаков и не собирался к Лавану, а значит и он не воспринимал свое путешествие как имеющее цель жениться. Напротив, он предпочел общество Лавана учебе у Шема и 14 лет учился.

А вот потом случается резкий поворот в намерениях Яакова. Он идет-таки к Лавану и именно с намерением жениться, и женится.

Получается, что женитьба Яакова не инициатива ни Ривки, ни Ицхака ни его самого в возрасте 63 лет, а нечто происходит с ним после 14 лет учения.

Так почему судьбой Эсава и особенно Яакова не занимался Ицхак, в отличии от заботы Авраама по отношению к нему самому?

С уважением, А.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый А.!

Авраам, Ицхак и Яаков были одними из самых величайших людей, которые жили когда-либо. Все их мысли были направлены к Творцу (см. Нефеш а Хаим 3:13). Несомненно, что все свои обязанности, и родительские тоже, они выполнили наилучшим образом.

Поскольку речь идёт о таких великанах духа и разума, тяжело рассуждать о их различных поступках, почему в такой ситуации они повели себя так, а в другой иначе.

Однако постараюсь ответить на Ваши вопросы, основываясь на том, что сказано в самой Торе.

Особенное волнение Авраама за своего сына основано на том, что Авраам почувствовал приближение собственной смерти, как сказано (Берешит 24:2): «И Авраам стар, на склоне дней». Ицхак, видимо, не чувствовал особенного приближения смерти, и поэтому не торопился женить своих детей.

То, что Авраам послал своего раба, а не самого Ицхака, возможно, объясняется заботой о духовном уровне Ицхака. Он не желал посылать своего сына. Он полагался на верного раба Элиэзера, что тот позаботится найти как можно лучшую невесту для Ицхака. В отличие от Авраама, у Ицхака не было такого надёжного раба, на которого он мог бы положиться с закрытыми глазами, поэтому у него не оставалось другого выбора, нежели послать к Лавану самого Яакова.

Другое предположение:

Авраам не послал самого Ицхака, поскольку Ицхаку нельзя было выходить за пределы Израиля. Причина этого заключается в том, что Ицхак с тех пор как Авраам его поднял на гору Мория, считался освященным святостью жертвы, как говорится в мидраше Берешит Раба (44:3).

Причина же того, что Яаков остановился у Шема на 14 лет, заключается не в неохоте жениться, а в его боязни перед отрицательным влиянием грешников. В книге Зоар (Зоар Хадаш 98 б) говорится, что все эти годы он готовился к женитьбе на Лее и Рахели.

С уважением, Реувен Куклин.

Читайте

Материалы по теме


В году есть четыре Субботы, в которые выносятся и раскрываются два свитка Торы и по ним читаются две различные главы, хотя они и не выпадают ни на один из праздников, Пурим или Хануку. Если одна из них выпадает на Рош Ходеш (Новомесячье), в этот день читают три главы по трем свиткам! Читать дальше

Арба парашиет. Четыре главы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В году есть четыре субботы, в которые выносятся и раскрываются два свитка Торы и по ним читаются две различные главы, хотя они и не выпадают ни на один из праздников, Пурим или Хануку. Если одна из них выпадает на Рош Ходеш, в этот день читают три главы по трем свиткам!

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Четыре субботы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Шкалим. Махацит ашекель

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.

Помни, что сделал тебе Амалек

Рав Бенцион Меламед

Как выполнить заповеди "Помни, что сделал тебе Амалек" и "Сотри память об Амалеке под небесами"

Рав Яков Доктор

Ваикра

Чтение отрывка «Паршат аХодеш»

Рав Элиягу Вугенфирер

Разговор со Всевышним происходит при помощи изучения Торы и молитвы. В Торе — человек «слушает» обращение к нему, в молитве — обращается сам.