Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Ицхак не заботился о женитьбе Яакова?

Темы: Иштадлут, Шидух, Рав Реувен Куклин, Яаков, Авраам, Ицхак

Отложить Отложено

Уважаемый р. Реувен Куклин,

помогите разобраться в следующем вопросе:

Как мне кажется, Ицхак совсем не заботился о том, чтобы женить Яакова. Если я не ошибаюсь, долг отца женить сына. В свое время Авраам, после акеды, очень был взволнован тем, что Ицхак не женат. И в 40 лет Ицхак жениться при активном участии отца. Вероятно, это должно было научить Ицхака, что надо заботиться о судьбе детей.

Что касается старшего Эсава, то тут забота о его женитьбе совсем запоздала. Хотя, возможно, влияние Ицхака в выборе жены для Эсава могло привести к его исправлению.

Но что касается Яакова, то вопрос о его женитьбе подняла только Ривка, да и то, как прикрытие его «эвакуации» к Лавану. Так Яаков и не собирался к Лавану, а значит и он не воспринимал свое путешествие как имеющее цель жениться. Напротив, он предпочел общество Лавана учебе у Шема и 14 лет учился.

А вот потом случается резкий поворот в намерениях Яакова. Он идет-таки к Лавану и именно с намерением жениться, и женится.

Получается, что женитьба Яакова не инициатива ни Ривки, ни Ицхака ни его самого в возрасте 63 лет, а нечто происходит с ним после 14 лет учения.

Так почему судьбой Эсава и особенно Яакова не занимался Ицхак, в отличии от заботы Авраама по отношению к нему самому?

С уважением, А.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый А.!

Авраам, Ицхак и Яаков были одними из самых величайших людей, которые жили когда-либо. Все их мысли были направлены к Творцу (см. Нефеш а Хаим 3:13). Несомненно, что все свои обязанности, и родительские тоже, они выполнили наилучшим образом.

Поскольку речь идёт о таких великанах духа и разума, тяжело рассуждать о их различных поступках, почему в такой ситуации они повели себя так, а в другой иначе.

Однако постараюсь ответить на Ваши вопросы, основываясь на том, что сказано в самой Торе.

Особенное волнение Авраама за своего сына основано на том, что Авраам почувствовал приближение собственной смерти, как сказано (Берешит 24:2): «И Авраам стар, на склоне дней». Ицхак, видимо, не чувствовал особенного приближения смерти, и поэтому не торопился женить своих детей.

То, что Авраам послал своего раба, а не самого Ицхака, возможно, объясняется заботой о духовном уровне Ицхака. Он не желал посылать своего сына. Он полагался на верного раба Элиэзера, что тот позаботится найти как можно лучшую невесту для Ицхака. В отличие от Авраама, у Ицхака не было такого надёжного раба, на которого он мог бы положиться с закрытыми глазами, поэтому у него не оставалось другого выбора, нежели послать к Лавану самого Яакова.

Другое предположение:

Авраам не послал самого Ицхака, поскольку Ицхаку нельзя было выходить за пределы Израиля. Причина этого заключается в том, что Ицхак с тех пор как Авраам его поднял на гору Мория, считался освященным святостью жертвы, как говорится в мидраше Берешит Раба (44:3).

Причина же того, что Яаков остановился у Шема на 14 лет, заключается не в неохоте жениться, а в его боязни перед отрицательным влиянием грешников. В книге Зоар (Зоар Хадаш 98 б) говорится, что все эти годы он готовился к женитьбе на Лее и Рахели.

С уважением, Реувен Куклин.

Читайте

Материалы по теме


В Суккот среди евреев принято проявлять особенное гостеприимство: Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за столом в его сукке каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцов, и подаст ему лучшие блюда. Ведь в наших книгах написано, что кроме гостей земных, каждый день праздника Суккот к нам в сукку приходят и небесные гости-ушпизин. Читать дальше