Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что такое интуиция в иудаизме?

Темы: Подсознание, Рав Реувен Куклин, Душа

Отложить Отложено

Уважаемый Раввин! Что такое интуиция в еврействе? С уважением, N.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая N.!

Интуиция это способность человека понять что-либо, не задумываясь об этом. Обычно источник такого понимания находится в подсознании. Мы должны знать: всё, что мы видим, слушаем, читаем, невольно влияет на наше подсознание. Наш мозг использует ту разнообразную информацию, которую мы в него загрузили, чтобы выработать «интуитивный» взгляд на различные вещи. Отсюда ясно, насколько важно обращать внимание на то, что мы видим, читаем, слушаем в течение дня.

И именно в тех вещах, которые в подсознании, — основная сила йецер а-ра — «дурного стремления». Как сказал Всевышний змею, который и был йецер а-ра (Бэрейшит 3, 15): «…оно (потомство Хавы) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту», т.е. сила человека победить дурное стремление находится в голове: обдумав свои поступки, человек может изменить их. А сила дурного стремления, йецер ара — в том, что он жалит в пяту. Пята в данном случае «намекает» на подсознание человека.

Почему? С одной стороны, пятка — наименее чувствительное место во всём теле человека; и когда человек идёт, он не думает о том, куда поставить пятку, а только о том, куда пальцы ноги. С другой стороны, пятка держит на себе всего человека. Так же и подсознание — интуиция основана на всём, мимо чего мы «прошли», не обратив внимания: на что бросили взгляд, услышали краем уха, прочли без внимания и т.д., однако именно интуиция «держит» всего человека.

Особое преимущество нашего праотца Яакова было именно в том, что он умел «держать пяту (акев)» (см. Бэрейшит 25, 26), т.е. управлять подсознанием. Поэтому ему было дано имя Яаков — от акев («пята»).

Однако иногда источник интуиции бывает духовным, наш дух чувствует то, что сами мы почувствовать не можем. Приведу пример из книги рава Ицхака Зильбера зацал «Чтобы ты остался евреем»:

С четырнадцати лет я начал работать. По закону подросткам полагался сокращённый — шести-, а не восьмичасовой рабочий день. Я нашёл место, где меня согласны были принять с тем, чтобы я в субботу не работал. За это я обязался работать не с восьми до двух, как следовало бы, но с восьми утра до восьми вечера — по двенадцать часов в день, шестьдесят часов в неделю вместо тридцати шести. В полседьмого утра я старался уже быть в синагоге, молился, потом учил Гемару, потом отправлялся на работу. Я чинил примусы, керосинки, патефоны, велосипеды. Дело я осваивал старательно и стал рабочим что надо: я слесарь шестого разряда, прошу не шутить!

Из тех времён мне помнится один странный случай. Три дня не выходил я на работу: Рош а-Шана пришёлся на четверг и пятницу, а потом наступила суббота. В воскресенье (мы по воскресеньям работали) только собрался идти, мама говорит:

– Не пущу.

Обыкновенно она меня поторапливала, а тут…

– Почему, мама?

– Сердце чувствует: не надо сегодня ходить.

Я разволновался:

– Я три дня пропустил. И так всё время грозятся уволить!

Но мама настояла на своём. Я остался дома. И избежал большой беды. А, может, и гибели.

В тот день в мастерской случился пожар. Сгорело всё: здание, оборудование, принесённые в ремонт вещи. А я начальника боялся пуще огня: боялся потерять работу. Пошли он меня в горящий дом — я бы не посмел отказаться…

Поэтому сказали мудрецы (трактат Мегила 3а), что если человек внезапно чувствует страх, ему следует прочесть молитву Шма Исраэль: хотя сам он не видит причины этого страха, его созвездие (т.е., его душа) видит.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Информация, получаемая человеком от своей души

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский