Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Не движемся с женой в одном темпе

Темы: Тшува, Заповеди, Муж и Жена, Ашер Кушнир, Конфликты и ссоры

Отложить Отложено

Мы с женой сделали тшуву два года назад, но у меня с ней постоянные споры на религиозной почве. Каждое продвижение в соблюдении мицвот встречается в штыки. Как только я снова начинаю свою «пропаганду» — скандалы и истерики разгораются с новой силой. Ощущение, что я теряю с ней всякую связь. Что делать, когда темпы продвижения разные?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Не могу ответить лично Вам, не зная всех обстоятельств, но предположить, почему это может происходить, не так сложно.

Как правило, делая первые шаги в еврейской жизни, мы начинаем изучать законы Торы и постепенно, советуясь с раввинами, начинаем их соблюдать. Но когда возвращаемся домой, почему-то забываем, что то, как надо относиться к жене, детям и родителям и их продвижению в соблюдении мицвот, — это тоже Тора. Это тоже надо изучать. Проблема в том, что мы не учим эту часть Торы и никого не спрашиваем. В результате происходит следующее:

Пример 1

Клара вошла в дом и просто объявила мирно пасущемуся между телевизором и холодильником мужу, что с сегодняшнего дня мы соблюдаем субботу… и все! И уже скоро как год прошел, а упрямый муж все еще сопротивляется. Жена с удивлением спрашивает: а почему он не хочет соблюдать субботу?

Пример 2

Абраша зашел домой и торжественно произнес: «Все! С сегодняшнего дня мы этот кашрут есть не будем!». А жена уже успела наготовить на неделю. Целый день стояла, варила, пекла и… очень «обрадовалась», что все надо выбросить! Теперь муж с искренним изумлением спрашивает: а почему жена не хочет продвигаться в соблюдении кашрута в доме?

Если внимательно и более глубоко присмотреться ко всем обстоятельствам споров в таких семьях, то обнаружится, что за всеми религиозными войнами не кроется ничего религиозного! Увы, это всего лишь продолжение все тех же старых проблем.

Решительная Клара не первый раз рубит сплеча и устраивает сюрприз своему тихоне-мужу, а для «праведного» Абраши нет принципиальной разницы между заявлениями «Все, с сегодняшнего дня мы соблюдаем другой кашрут» и «Все, с сегодняшнего дня мы переходим на кефир». Это те же властные натуры, которые, не задумываясь, привыкли навязывать свое мнение другим. Более того, само решение продвинуться в соблюдении мицвот означает, что их исполнение в первую очередь возлагается не на себя, а на других! Поэтому супруги и сопротивляются, но… не религиозности близкого человека, а его безапелляционности и надменности.

Получается, что причина споров может крыться не в отсутствии желания у жены идти в ногу с мужем в соблюдении мицвот, а, наоборот, в нежелании «религиозно-сознательного» мужа менять себя и относиться к жене так, как предписывает Тора.

Что же делать?

Во-первых, начните с вопроса: «Что не делать?». Надо унять себя и прекратить заниматься «пропагандой» и «воспитанием» супруга! Любой человек сотворен с заранее встроенным в него механизмом духа противоречия, и очень важно не «врубить» его. Поэтому не следует ни повелевать, ни приказывать, ни указывать, ни учить ее жизни, ни… То есть, не следует своими же руками отбивать у нее желание идти с Вами в ногу.

Во-вторых, если Вы хотите видеть продвижение со стороны супруги, наберитесь ТЕРПЕНИЯ. Как Вы сами пришли к решению изменить свою жизнь, так и Ваша жена должна сама прийти к этому решению. Даже если это займет гораздо больше времени, чем Вы предполагали. Изменение в жизни — это сложнейший процесс, который может проходить в течение многих лет. И не надо мерить по себе! Видишь, я уже готов, правда, это заняло у меня два года, но ты меняйся сразу…

Чем больше терпения и терпимости будет с Вашей стороны к продвижению Ваших близких, чем больше готовности к постепенным и медленным изменениям, тем быстрее эти изменения произойдут!

В-третьих, постарайтесь «религиозного» внимания больше уделять не жене, а себе. А вот «человеческого», наоборот, не себе, а жене. Как результат, жена будет довольна мужем и своей супружеской жизнью. А когда жена довольна, то она не только даст мужу продвигаться в соблюдении мицвот без «скандалов и истерики», но и сама будет бегать за ним с предложениями, как укрепиться в их соблюдении.

Что же конкретно предпринять?

Разберем на примере Абраши и кашрута. Как может Абраша поднять всю семью на еще одну ступеньку соблюдения кашерности пищи?

  1. Начать с того, что Абраше следует начать хвалить жену всем вокруг, причем, желательно, так, чтобы она это слышала. Можно также ей лично сказать вслух, что муж ею очень доволен. А если Клара уже старается кормить Абрашу питательной пищей с минимальным кашрутом, то он должен просто начать «носить ее на руках». По еврейскому принципу «признания добра» (акарат а-тов) необходимо замечать даже самые мелкие положительные изменения и почаще выражать жене за это свою глубокую признательность.
  2. Затем, как бы, между прочим, без повелительного и назидательного тона Абраша заводит с женой непринужденную беседу о видах кашрута: «Клара, ты слышала, оказывается, есть проблемы…». Через несколько дней эту тему можно еще больше развить и более детально вспомнить о ней в субботу. Клара видит, что Абраша озабочен, Абраша думает… Теперь Абраша может спросить жену, а что она думает… В идеале, Клара сама предложит начать есть «как положено», но если она окажется несмекалистой и намеков не понимает, то Абраша мягким и уверенным тоном может напрямую попросить ее помочь начать соблюдение более строгого кашрута. «Клара, ты мне поможешь??» А какая Клара не поможет Абраше!?

Итак, принцип простой: все, что может разъединить мужа и жену, необходимо превратить в источник их связи и единства. Жена должна быть не врагом, а союзником и единомышленником в каждом шаге по еврейской жизни!

Материалы по теме

Тшува

Журнал «Мир Торы»

Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Универсальный секрет успеха

Рав Ашер Кушнир

Супружеская гармония

Эстер Гринберг,
из цикла «Женщина женщине»

Приданым являются не деньги девушки, а ее душевные качества. Примером праведной супруги является жена рабби Акивы. Она отрезала и продала свою косу для того, чтобы муж имел возможность изучать Тору. Муж и жена должны непрерывно поддерживать психологический баланс в семье.


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше