Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Проходить с остановками можно!? Обманываем Б-га?

Темы: Суббота, Овадья Климовский, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

В шаббат нельзя проходить больше чем 4 амот в решут арабим, но с остановками можно! обманываем Ашема?

Отвечает рав Овадья Климовский
 

Жаль, что вы остановились на такой простой теме. У нас в Торе есть масса подобных интересных моментов, когда кажется, что мы «хитрим». На самом же деле все подобные примеры легко объясняются, когда мы внимательно исследуем законодательные источники. Поступим так и на этот раз.

Начнем сначала. В Торе очень немного написано о законах Шаббата, практически никаких конкретных видов работ не названо в качестве запрещенных. Все подробности об этом мы знаем из Устной Торы. Однако перенос из одного владения в другое был выделен Торой (хотя тоже только в виде намека) специально, поскольку эта работа в глазах людей является неважной (комментарий Тосафот в трактате Шаббат). Поэтому мы не могли бы использовать логическую экстраполяцию, чтобы вывести из этого запрета другие, подобные ему, как это делается относительно остальных работ. Эти экстраполяции именуются на языке Талмуда «толадот» - как бы «порождения», вторичные запреты, вытекающие из первичного. Главной такой «толадой» запрета на перемещения из одного владения в другое является запрет на перемещение предмета на четыре локтя (амот) в «общественном владении», то есть на широкой улице.

Однако надо учесть, что у всех нарушений есть четкие определения. То есть, условия, только при наличии которых Тора нарушается, а если их нет – нет. Поясним на нашем же примере: для того, чтобы нарушить этот запрет, необходимы три действия, совершенные одним человеком: «акира» - взять предмет с места, собственно перенос, и «анаха» - положить предмет на новом месте. В «решут арабим» перенос должен быть не менее 4 амот, а если был меньше – нарушение не свершилось. Поэтому если человек, неся что-либо, останавливается чаще, чем через 4 амот, то каждый раз своей остановкой он совершает «анаха», что завершает перенос. Когда он идет снова, это уже новый перенос, который рассматривается отдельно.

Так что, как видите, никакого нарушения Торы просто нет в таком переносе. Истины ради прибавим, что наши Мудрецы, благословенной памяти, запретили переносить даже таким образом. Но в своем запрете они оставили исключение – на те случаи, в которых человек попал в безвыходное положение, оказавшись в Субботу на улице (не рассчитав время, например, чтобы дойти до дому еще перед Шаббатом) с кошельком в руках и т.п. Если возможна имущественная потеря, и рядом нет нееврея, которому можно было бы доверить ценность, то запрет Мудрецов на такую ситуацию не распространяется. Поэтому ощущения, на основе которых был задан Ваш вопрос, правильны – обычно нельзя переносить на улице (если нет «эрува» – специальной системы, превращающей квартал в закрытый участок – «решут аяхид»), но для особых ситуаций Мудрецы сделали исключение. Нарушить же Закон Торы можно только в случае угрозы для жизни.

Учите законы Субботы, их очень много!

Читайте:   Шаббат – еврейская суббота

Материалы по теме


Он был ближайшим советником персидского царя Дария, но, узнав, что иерусалимская община приходит в упадок, Нехемья попросил царя послать его в Иудею, чтобы помочь восстановить ее. Читать дальше