Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему молоко человека-женщины кошерно, а верблюда - не кошерно?

Темы: Кашрут, Овадья Климовский, Грудное вскармливание

Отложить Отложено

Не понимаю, почему молоко человека-женщины кошерно, а верблюда - не кошерно?

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте! Дело в том, что Талмуд провозглашает принцип: «Выходящее из чистого – чисто, выходящее из нечистого – нечисто» (трактат Бехорот, 5:2). Поэтому молоко, которое дают животные, запрещенные Торой нам в пищу, тоже запрещено. Человек же не относится к нечистым животным, так же, как и к чистым. По той простой причине, что человек – не животное, а особое создание. Это не означает, конечно, что человека можно есть (упаси Б-г!), как пытаются представить картину некоторые антисемитские клеветники. Однако, молоко, производимое человеком, не запрещено в пищу. Для этого необходимо сцедить молоко в посуду и тогда его можно пить. Вопрос нужно ли?

В свете вышесказанного становится непонятной одна вещь – как же Тора разрешила употребление в пищу пчелиного меда? То, что это разрешено, совершенно ясно из Танаха и Талмуда (Бехорот, 7:2). Последний объясняет, почему можно есть мед. Интересно, что, как и по многим вопросам, мнения мудрецов разделились. По мнению одного из них, мед пчел является исключением из правила. Сама Тора разрешила его есть. Существует немало примеров тому, как Тора, запрещая целый ряд вещей, для одной из них делает исключение. Однако более занимательно объяснение другого мудреца: «Пчелы поглощают цветочный сок, но, производя мед, не добавляют в него ничего из своего организма». Таким образом, нет оснований запретить его.

Остается только полюбопытствовать – откуда почти две тысячи лет назад мудрецы могли знать, что энзим, с помощью которого пчела превращает нектар в мед, полностью распадается, завершив свою работу. И поэтому мед выходит из пчелы без примеси какого-либо вещества из ее организма. И желудочный сок пчелы не примешан к меду, так как нектар изначально поступает в отдельный желудочек, где нет этого сока. Ученые лишь недавно обнаружили эти факты, откуда же они были известны мудрецам? Наверное, по традиции, как и все, что они знали об устройстве мира. Ведь если это можно было установить опытным путем, никто бы не спорил с этим. А так – мудрецы, не получившие этой традиции, утверждали просто – Тора разрешила.

Читайте:

613 заповедей

Материалы по теме


В недельной главе «Тазриа» («Зачнет») изложены законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у человека Читать дальше

Недельная глава Тазриа

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа

Избранные комментарии к недельной главе Тазриа

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ни одна часть Б-жественного Закона не может служить столь действенно для развенчания иллюзии относительно «гигиенических целей Моисеева законодательства», как эта глава

Мидраш рассказывает. Недельная глава Тазриа

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

«Тазриа» («Зачнет»)

Рав Бенцион Зильбер

Глава «Тазриа» содержит законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у людей и вещей, вызванное родами и болезнью цараат (в переводе — проказа; особая болезнь, не тождественная той, что называют проказой в наше время).