Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда был сотворен мир?

Темы: Сотворение мира, Еврейский календарь, Месяц Тишрей, Месяц Нисан, Овадья Климовский

Отложить Отложено

В Рош а-Шана даф 12а написано, что хохмей исраэль считают, что мир был создан в ниссане, а не в тишрее (то же пишет Раши и Тосфот). Кроме того, биркат а-хама, которое говорят раз в 28 лет (кстати, в этом году) тоже говорят в ниссане (т.е, согласно галахе солнце было создано в ниссане).Так когда был создан мир? И если он был создан в ниссане (а точнее, в адаре), почему Адам был создан только через полгода? Заранее спасибо.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом! На самом деле существует спор на эту тему: рабби Элиэзер считает, что мир сотворен в Тишрее, а рабби Йеошуа – что в Нисане. Отделить сотворение человека от шести Дней Творения никто и не пытался – это невозможно, так как Тора очень ясно пишет об этом: человек сотворен на шестой день. Каждый мудрец объяснит это в соответствии со своей системой – в Нисане это было, или в Тишрее.

Проблема, поставленная Тосафот (27а), в другом – как Вы правильно отметили, принято мудрецами, что мир сотворен в Нисане, а некоторые тексты молитв на Рош А-шана и Йом Кипур составлены, как будто бы, в соответствии с мнением рабби Элиэзера. Там упоминается о связи Судного дня и Творения Мира. Тосафот объясняют, что за полгода до физического Творения произошло творение другого порядка, – то, что называется «Ала бемахшава». Такое выражение по отношению к Творцу надо использовать очень аккуратно, поскольку перевод его, как правило, искажает смысл. Можно понять это как «принято решение». То есть, и по мнению рабби Йеошуа, месяц Тишрей имеет прямое отношение к Творению – только в духовном плане.

Читайте:

Иудаизм о сотворении мира

Материалы по теме

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.

Великая Суббота и десятое Нисана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное

Поиск и сжигание хамца. Подготовка к празднику Песах 2

Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Песах. Подготовка к празднику»

От Песаха до Шавуота 1

Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «От Песаха до Шавуота»


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.