Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Цельность действий свидетельствует о цельности характера»Вавилонский Талмуд

Стоит ли откладывать обрезание из-за оркестра?

Темы: Рав Ицхак Зильбер, Суббота, Обрезание

Отложить Отложено

Дорогой рав,

У моих знакомых в субботу родился мальчик; и я знаю, брит мила попадает на субботу, но родители ребенка из-за того, что нельзя хорошо "посидеть", заснять все на видеокамеру и с музыкой, переносят на воскресенье. Ребенок родился в субботу, в 6-6,30 вечера.

Вопрос, что теряет ребенок от того, что делают обрезание не в тот день, т.е. не в субботу.

Я слышал, в субботу обрезание это большая мицва.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый…!

В Торе (Вайикра 12:1-3) сказано: «И говорил Господь Моше так: Говори сынам Исраэйлевым следующее: если женщина зачнёт и родит мальчика… А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его». Тора приказывает сделать обрезание именно на восьмой день (при условии, что роды были обычными, не с помощью кесарева сечения). Получается, что отец, который переносит обрезание на другой день, нарушает то, что заповедал нам Творец (разумеется, речь идёт о ситуации, когда обрезание на восьмой день не представляет опасности для жизни новорожденного). И это, конечно же, большая потеря как для родителей, так и для новорожденного, первая заповедь в жизни которого будет выполнена несовершенно; а мудрецы учат (см. Кидушине 59 а, Критут 6 а), что каждое первое событие в жизни человека влияет на подобные события, которые произойдут в его жизни впоследствии.

Тем более, когда речь идёт о такой важной заповеди, как обрезание, за несоблюдение которой полагается страшное наказание – карет (отсечение души от вечности; Рамбам (Законы обрезания 1:2) пишет, что карет полагается только в том случае, если человек, которому родители не сделали обрезание, не сделает себе обрезание сам в течение всей жизни). Сказали мудрецы (Агадат Берешит): "В заслугу обрезания Всевышний избавляет евреев ". А в Зоаре (Мишпатим 124 а) говорится, что в заслугу обрезания евреи побеждают своих врагов, также сказано там (Ваэра 32а), что выполнение заповеди об обрезании – заслуга, которая даёт право на землю Израиля.

О желании снять брит на видеокамеру и сделать трапезу с музыкой. Это очень понятное желание. Поэтому хочу предложить сделать брит в субботу утром и приурочить к нему небольшую трапезу, а ночью после исхода субботы устроить большую трапезу с музыкой (или можно сделать брит в субботу во второй половине дня, а ночью после исхода субботы устроить трапезу), на которую можно пригласить и моэля. И тогда можно всю эту трапезу с участием моэля заснять на видеокамеру.

Важно подчеркнуть, что, несомненно, предпочтительно сделать не только обрезание, но и трапезу в субботу (разумеется, без хилуль шабат), однако мой совет может подойти тем людям, у которых есть большое желание "посидеть" после брита.

В заключение хочу привести отрывок из книги рава Ицхака Зильбера, где говорится о том, какие усилия предпринял автор книги и на какой риск пошёл ради того, чтобы сделать сыну обрезание на восьмой день.

В те времена, о которых я рассказываю, рав Шломо Боков, моэль из Саратова, был уже человек немолодой. Три его сына погибли на фронте, забота о внуках (все внуки жили в доме деда – почему, могу только догадываться) легла на старика и его жену. Жили трудно. Но когда раву сообщали, что надо сделать ребёнку брит-милу, он бросал все свои дела и ехал, куда надо.

В Казани бриты делали нечасто (если учесть, что евреев было несколько тысяч), а поскольку город был бедный и люди не могли в одиночку осилить покупку билета моэлю, приходилось ждать три-четыре месяца, пока не соберётся три брита.

И вот в сорок девятом году рав Шломо приехал в Казань, сделал несколько бритов и уже собирался на вокзал, когда узнал, что у меня родился сын. Рав тут же продал билет и неделю ждал в Казани брит-милы, оставив жену со всеми внуками. Когда наступил день, рав сказал, что ждал такого брита двадцать пять лет.

Дело в том, что в двадцать четвёртом году ввели закон, по которому рожениц выписывали из роддома не раньше чем на девятый день (полагаю, не обошлось без вездесущей Евсекции), и четверть века не было у рава ни одного брита на восьмой день, как предписано Торой.

Как мне удалось добиться, чтобы Гиту выпустили из роддома на восьмой день? Жена министра здравоохранения Софья Иосифовна Кошкина, еврейка, врач-гинеколог по профессии, занимала видный пост в министерстве. Я обратился к ней. Я не знал, что она за человек, донесёт или нет, но решил: попробую. Зайду в кабинет, увижу её – и пойму.

Вошёл и говорю:

– У меня к вам просьба. Я еврей, у меня родился сын, и я хочу, чтобы жену выписали из больницы на восьмой день.

Она говорит:

– Зачем?

Я объяснил, что Б-г приказал на восьмой день делать обрезание, а рожениц отпускают на девятый.

Софья Иосифовна записала номер роддома. На восьмой день я пошёл к соседу, попросил приготовить всё необходимое, пригласил друзей, ещё не зная, выпишут жену или нет. На всякий случай решил быть готовым. В два часа её выпустили, и брит состоялся.

После этого ещё один еврей тоже добился выписки вовремя, и у рава Шломо Бокова в Казани была ещё брит-мила на восьмой день.

Я пришёл поблагодарить Софью Иосифовну: «Вы сделали мицву – дело, угодное Б-гу». Она заплакала: «Я знаю, что такое мицва. Но чего стоит мицва женщины, которая замужем за неевреем?» .

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте: Памяти праведника

Почему обрезание на восьмой день?

Материалы по теме


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше