Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли гадать?

Темы: Гадание, Нохум Офман

Отложить Отложено

Здравствуйте! Я слышал о том, что мудрецы, благословенна память праведников, когда встречали ребёнка, спрашивали, что он сегодня выучил из Торы, и мудрецы по его выученным урокам решали дела (только те дела, конечно, где у них были сомнения). А можно ли, открывая Тору или ещё какие-нибудь святые книги, открывать страницу, и там, куда падает взгляд, есть ответ на вопрос (конечно, по тому делу, в котором есть сомнения, но не относительно заповедей Торы)?

Отвечает рав Нохум Офман

Написано в Торе (Дварим 18, 13): «Будь непорочен (тамим – также целен, честен, доверчив) пред Господом, Б-гом твоим». Объясняет Раши: «Ходи пред Ним непорочно (честно, с доверием), и надейся на Него, и не пытайся узнать будущее, но все, что ни случится с тобой, принимай непорочно, и тогда будешь с Ним и уделом Его». Отсюда учат: запрещено «выведывать» будущее. Но в некоторых случаях есть исключения. В любом случае нельзя делать вещи, про которые не сказано в Законе, что делать их разрешено.

В Талмуде несколько раз упоминается, как говорили ребёнку: «Скажи мне стих, который ты учил». Есть спор ранних галахистов (ришоним), в какой ситуации это разрешено делать. Рамбам считает, что можно задать ребёнку вопрос, но нельзя что-либо решить или сделать на основании его ответа. Если ребёнок сказал стих, в котором содержится благословение, – это хороший знак, если же стих, содержащий проклятье, – это плохой знак. Но многие ришоним полагают, что в соответствии с ответом ребёнка можно принять некоторые решения или совершить некоторые действия/ отказаться от совершения каких-то действий. У Рамо (рабби Моше Иссерлеса) написано: «Можно сказать ребёнку: ‘Скажи мне стих, который ты учишь’» (Йорэ Дэа 179, 4).

Большинство поздних галахистов (ахароним) считают, что можно также совершить какое-либо действие в соответствии с ответом ребёнка. И объясняют это тем, что слова ребёнка являются «немного пророчеством» (кцат нэвуа – комментарий Сифтэй Коэн).

Про возможность решения вопросов на основании «гадания» по Торе, насколько мне известно, ни в Талмуде, ни в Шулхан Арухе не упоминается. В книге «Биркэй Йосеф» говорится, что можно открыть Танах и в соответствии с содержанием текста, на котором он откроется, решить, как себя вести и т.д. И называет это «попросить совета у Торы». Про другие книги, насколько мне известно, нигде ничего подобного не написано, поэтому так поступать нельзя.

Сказано в Мидраше: «Каждый, кто просит совета у мудрецов, избежит неудачи». Об этом нет никаких споров. Поэтому лучше всего вначале посоветоваться со знающим равом.

Читайте:   Гадание, колдовство, приворот - грех?

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский