Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему порядок свидетельствует о мудрости?

Темы: Мудрость, Рав Реувен Куклин, Приучение к порядку, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте!

Прочитал ответ рава Нохума Офмана, в котором утверждается, что мудрость человека проявляется в том, каким образом он организовал порядок своей жизни. Скажите, почему именно порядок свидетельствует о мудрости.

Спасибо, Александр

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Александр!

Прежде, чем говорить о важности порядка, нам стоит дать чёткое рабочее определение «порядка». Я думаю, можно дать следующее определение: «расположение предметов, возникшее в результате их распределения по подходящим им местам». Отсюда понятно, что порядок помогает из частностей составить общую картину, в которой каждая деталь не стоит сама по себе, а взаимодействует с другими деталями.

Человек, который следует порядку в своих делах, демонстрирует тем самым, что и в его сознании для каждой вещи есть точно определённое место, что позволяет ему видеть целостную картину.

Приведу слова Рамхаля из предисловия к книге «Путь Творца». Они объясняют различие между человеком, обладающим знаниями, в сознании которого царит порядок, и человеком, знания которого не упорядочены.

«Преимущество знания явлений в совокупности их частей, согласно их разделению и порядку отношения между ними, над знанием о них без различения, подобно преимуществу созерцания сада, великолепного своими клумбами и украшенного дорожками и рядами насаждений, над созерцанием зарослей кустов и дикорастущей лесной чащи. Ибо, действительно, для разума, желающего познания, картина многих частей, связь которых и истинная ступень каждой из них в общем здании неизвестна, есть не что иное, как нежеланная тягостная ноша, над которой он будет трудиться, прилагать усилия, ослабнет и устанет — и все без удовлетворения.

Ибо каждая из частей, чья картина дойдет до него, обязательно возбудит в нем стремление дойти в познании этой части до конца, но это не удастся ему, поскольку от него скрыто знание явления в его полноте. Ведь значительная часть явления — в его отношениях с (другими) соотносимыми (явлениями) и в его точном уровне в общем (явлении), а это скрыто от него. И получается, что он не может удовлетворить свое стремление к знанию, которое утруждает его; страсть причиняет ему боль — и нет покоя».

Далее говорит Рамхаль, на что следует обращать внимание при исследовании любого явления: «Основное, что человек должен различить в явлении, — это его истинная ступень, как мы упомянули. Ибо, когда мы произведем различение всего существующего, чувственного и рационального, — всего, чей образ может быть нарисован в нашем сознании, мы найдем, что не все явления относятся к одному виду и занимают одну ступень, но относятся к разным категориям с переменными уровнями».

Отсюда мы можем узнать ещё об одной «грани» значимости порядка — порядок помогает человеку глубже понять и сами детали. Поскольку истинное понимание любой вещи заключается в постижении того, каким образом она соотносится с другими вещами и на какой «ступеньке» находится в этом соотношении.

Мы живём в такое время, когда беспрерывный поток информации течёт к нам по различным руслам, создавая избыток информации. Одна из главных проблем, связанных с этим — невозможность правильно оценить ту информацию, которую мы воспринимаем, те факты, которые нам сообщают, и понять их место и «ранг» по отношению к другой информации, другим фактам; это также невозможность оценить, свидетельствуют ли сообщаемые факты о каком-либо правиле, закономерности, или это что-то единичное, необычное.

С уважением,

Реувен Куклин

Читайте:

Какова точность информации еврейских мудрецов?

Материалы по теме


Какой будет новая жизнь евреев на земле, в которую ведет их Всевышний? Что требует Он от тех, кто входит в Землю Израиля? Эти и многие другие темы раскрываются в нашей недельной главе. Читать дальше