Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У каждого «своя правда»…

Темы: Реувен Куклин, Истина, Споры, Геула, Течения в Иудаизме, Единство еврейского народа

Отложить Отложено

Уважаемый рав! У меня есть несколько вопросов: В одной из святых книг есть такие слова: «Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве». Речь идет о «едином братстве» для всего нашего мира или для Израиля? Почему нет единства в еврейском народе? Так много различных течений, и у каждого «своя правда», а главное — нет желания любить и понять друг друга. Мы движемся к катастрофе? А.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый А.!

Несомненно, речь идет, прежде всего, о еврейском народе.

Для того, чтобы дать подобающий ответ на Ваши дополнительные вопросы, нам стоит задуматься, что такое настоящее единство и почему оно столь важно.

Единство — одна из важнейших целей, к которым должен стремиться еврейский народ. Евреи смогли получить Тору, только придя к полному единству. Это мы учим из того, как Тора описывает (Шмот 19:2) приход евреев к горе Синай: «И двинулись они из Рэфидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились станом в пустыне; и расположился там Исраэль против горы». Комментирует Раши: «И расположился (единственное число) там Исраэль — как один человек с единым сердцем, а все другие стоянки (“и двинулись”, “и пришли”, “и расположились” — множественное число) были в досаде и в спорах». И сказали мудрецы (трактат Йома 9 б): «Из-за чего (в наказание за какой грех) был разрушен Первый Храм? Из-за трёх великих грехов — прелюбодеяния, идолопоклонства и кровопролития. Второй Храм из-за чего был разрушен? Из-за (взаимной) ненависти». Далее говорит Талмуд, что, поскольку Второй Храм был отстроен через 70 лет после разрушения Первого, а Третий Храм (после разрушения Второго) до сих пор не отстроен, то, значит, Второй Храм был разрушен из-за более тяжкого греха.

Отсюда мы учим, насколько важно единство и опасен раздор.

Значение единства разъясняется в Мидраше (Вайикра Раба): «Детей Исраэля, хотя их было 70, Тора упоминает в единственном числе (нэфеш, см. Шмот 1:5), а детей Эсава, хотя их было всего шестеро, — во множественном числе (нэфашот, см. Берешит 36:6). Причина этому — дети Израиля поклоняются одному Б-гу, поэтому они рассматриваются как один человек, а дети Эсава поклоняются разным богам, поэтому они считаются множеством». Истинное единство возможно, только когда у всех евреев единая цель всего их бытия — приблизиться к единому Б-гу. Взаимная ненависть евреев Второго Храма показывает, что они были далеки от Б-га. Во времена Первого Храма, несмотря на тяжкие грехи, евреи были не настолько далеки от Б-га, как во времена Второго. Поэтому Второй Храм был построен всего через 70 лет после разрушения Первого, а построения Третьего Храма после разрушения Второго мы не удостоились до сих пор.

После того как мы выяснили, насколько важно единство, необходимо понять: в чем оно выражается?

Некоторые ошибочно полагают, что единство — это когда все мыслят одинаково. Однако такой подход далек от истины. Мудрецы говорят (см. Брахот 58а): «Как их (евреев) лица различны, так же и их мнения различны». Подобно тому, как целостность любого механизма выражается не в том, что все детали, его составляющие, идентичны, а в том, что каждая деталь находится на своем месте и «работает» в единстве с другими деталями, так и единство народа не может выражаться в идентичности взглядов всех его представителей, а, наоборот, именно в «особости» каждого человека, которая «уравновешивает» свойства других людей. Поэтому, когда еврейский народ шел по пустыне, у каждого колена было своё место и своё знамя, которое подчёркивало «особость» этого колена.

Наличие споров также не всегда противоречит единству. Вопрос, с какой целью ведутся споры. Если оба оппонента стремятся постичь истину, их спор свидетельствует о единой цели и, следовательно, об их единстве. Сказали мудрецы (Кидушин 30 б): «Даже отец и сын, когда они изучают Тору (т.е. стремятся понять истину), выглядят как враги (настолько они непримиримо спорят), однако их спор, в конце концов, приводит их к истинной любви друг к другу». Поэтому наличие множества течений, которые стремятся познать истину и приблизиться к Б-гу, не противоречит единству; наоборот, они создают истинное единство.

С другой стороны, если спорящие преследует только какие-то личные цели, спор свидетельствует об отсутствии единства и приведёт их, в конце концов, к ещё более серьёзному раздору. И это то, что происходит, к большому сожалению, с различными партиями, которые не стремятся к истине, не интересуются мнением своих оппонентов. Подобное поведение умножает раздор.

Из сказанного можно сделать вывод: наличие множества течений не противоречит единству. Единство еврейского народа может быть достигнуто, когда каждый еврей будет не только заботиться о собственных интересах, но и стремиться найти истину и жить в соответствии с ней.

С уважением,Реувен Куклин

Читайте:

Израиль под властью крошечного микроба множественности…

На какие течения делятся евреи?

Материалы по теме


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки тиса

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ки тиса

Ки Тиса. Золотой телец

Рав Ефим Свирский

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе