Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как преодолеть гнев?

Темы: Гнев, Исправление качеств, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Уважаемый рав! Прочитал статью р. А. Фельдмана о Гилеле «Река, котел и птица». Речь идет о гневе. Один из основных выводов — надо себя сдерживать. Но внешне можно себя сдержать и оставаться невозмутимым, а как оставаться внутренне спокойным и уравновешенным? Вова

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Вова!

Ваш вопрос очень уместен, поскольку, как говорит Рамхаль (Месилат Йешарим, часть 7), гораздо легче человеку изменить свои действия, нежели свои чувства. Каким же, всё-таки, образом мы можем повлиять на свои чувства? Говорит Рамхаль (там же), что внешние действия человека влияют на его внутренний мир, на его чувства и эмоции. Когда человек приучает себя реагировать внешне спокойно на различные ситуации, это постепенно оказывает влияние и на его внутренний мир, внешняя уравновешенность поможет ему оставаться и внутренне спокойным и невозмутимым.

И тут мне хотелось бы добавить дополнительный совет. Он основан на принципе, который я почерпнул из слов моего инструктора по вождению. Он сказал так: «Когда ты должен проехать вблизи какого-то препятствия, не смотри на него, а смотри в противоположную сторону, для того чтобы определить, на какое расстояние ты можешь отдалиться от препятствия. Если ты будешь смотреть на препятствие, то непременно в него врежешься, поскольку человек невольно едет в ту сторону, куда смотрят его глаза». Я подумал, что это справедливо не только, когда речь идёт о вождении машины, но и когда речь идёт о поведении самого человека («вождении самого себя»). Если человек будет много думать о своих отрицательных качествах, он не сможет от них далеко отойти. Однако если он бдительно следил за дорогой (за своим поведением) и заметил какое-либо препятствие (плохие качества), ему стоит задуматься о «противоположных» недостаткам положительных качествах, о том, как их создать и развить. Так он будет постепенно отдаляться от отрицательных качеств.

Возможно, это то, чему нас учит царь Соломон, говоря (Мишлей 15:24): «Путь жизни благоразумного — вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу». Имеется в виду, что, если человек не желает упасть (в духовности, «попасть в преисподнюю»), ему следует смотреть вверх и продвигаться вверх.

Это относится и к обузданию гнева. Если человек будет постоянно задумываться о гневе, ему будет тяжело прийти к внутреннему спокойствию. Однако если он приучит себя всё принимать с радостью и желанием, он сможет приобрести истинное спокойствие.

В Пиркей Авот (2, 9) рассказывается о том, что рабби Йоханан бен Закай спросил своих учеников, по какой дороге стоит человеку идти, чтобы это повлияло на все его действия. Каждый из учеников назвал своё. Рабби Элазар (один из учеников) сказал, что важнее всего приобрести «хорошее сердце». Объясняет рабейну Йона, что имеется в виду радостное и приветливое отношение ко всем. Говорит рабейну Йона, что таким образом человек говорит со всеми окружающими спокойно и отдаляется от гнева. Сказал Рабби Йоханан: «Слова Рабби Элазара (тот путь, который он предложил) — наилучшие из слов всех учеников».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Виленский Гаон о гневе

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».