Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал царь Шломо: «Тот, кто гонится за милостью (цдакой) и добротой, обретет жизнь, милость (цдаку) и славу».»(Мишлей, 21:21)

Как раньше брились?

Темы: Борода, Запреты, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Уважаемый рав! Меня очень интересует вопрос, почему нельзя бриться станками и одноразовыми лезвиями, а только электрическими бритвами… Я как понимаю — все законы идут из древности или из традиций наших отцов, то есть мы так не делаем потому, что они так не делали… но я очень сомневаюсь, что у них были электробритвы и тому подобное… Наверное, брились или острым камнем, или железом, я даже не знаю… Объясните, пожалуйста!!!

Хаим Бат Ям, Израиль

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте! Вы исходите из предпосылки, в которой не сомневаетесь — мужчины всегда брились. Но я вынужден разочаровать Вас — в древности большинство мужчин носили бороду. Евреи — тем более. Тора не разрешает «уничтожать края бороды» (Ваикра, 19:27), этими «краями» являются пять точек на нижней части лица, и границы их трудно установить. Поэтому оставляют всю бороду. Талмуд (Макот 21а) приводит специальное толкование текста Торы, из которого следует, что нельзя брить именно бритвой. А с помощью химии или ножниц — можно. Этим и объясняется наличие в наши дни евреев, строго соблюдающих Тору, и при этом — бритых. Ведь некоторые машинки для бритья устроены по принципу механических ножниц, и такими машинками можно пользоваться.

С другой стороны, еще в прошлом веке таких машинок не было, и поэтому бритые щеки выдавали тогда в своем обладателе ассимилированного еврея. Но даже, когда были разработаны «кошерные» способы бритья, многие евреи не поторопились сбривать бороды. Ведь это — традиция наших предков, борода всегда считалась украшением мужчины. Традиции мы так легко не меняем. Рав Финкель, благословенна память праведника, основатель ешивы «Слободка», как ни странно, был одним из первых, изменивших облик традиционного еврея (после того, как ассимилированные евреи уже сделали это). Он, являясь руководителем одной из самых знаменитых ешив, видел, что из-за влияния моды, «просвещения» и прочего, еврейский народ, к сожалению, частично попавший под влияние светских настроений, не воспринимает более юных знатоков Торы с прежним почетом. Отчасти причиной тому было их внешнее несоответствие тогдашним представлениям о моде. Рав велел укоротить сюртуки, сбрить бороды, и выглядеть «в духе времени», не теряя, разумеется, отличительных еврейских признаков одежды. Это было сделано для того, чтобы облик ешиботника не отталкивал родителей от мысли, что их сын может быть таким.

Хазон Иша (рав Йешаяу Карелиц, один из виднейших мудрецов Земли Израиля середины 20 века) однажды спросили — «Вы говорите, что брить бороду — не по-еврейски. Это относится только к женатым мужчинам?» Хазон Иш ответил с юмором — «Быть неженатым — само по себе не по-еврейски…»

Читайте: Почему нельзя бриться лезвием?

Материалы по теме

Бесконечная цепь 9. 613 заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.

Книга заповедей. Запретительные

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ


Ицхак — сын праотца Авраама и отец Яакова. Он был готов отдать свою жизнь ради воли Творца, будучи связанным и возложенным на жертвенник. Читать дальше