Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Будь всегда среди преследуемых, а не среди преследующих; из всех птиц небесных наиболее преследуемая — голубь, и из всех птиц небесных один лишь голубь был удостоен быть принесенным в жертву на жертвеннике.»Раби Абая, Бава Кама, 93а

О чём нельзя размышлять в душевой?

Темы: Запреты, Рав Реувен Куклин, Святость, Имя Творца

Отложить Отложено

О чем нельзя размышлять в душевой? Можно ли петь «про себя» еврейские песни?

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Спрашивающий!

Слова Торы обладают огромной святостью. Поэтому мы обязаны относиться к ним с величайшим уважением. Сказали наши мудрецы (Пиркей Авот 4, 8): «Раби Йосей говорил: “Тот, кто с уважением относится к Торе, уважаем даже простыми людьми”». И ещё сказали мудрецы (Сангедрин 102 б): «Каждого, кто уважает Тору, уважают люди». Существуют многочисленные законы о том, как должно проявляться уважение к Торе.

Один из законов уважения к Торе — не произносить слова Торы в неподходящих для этого, «неуважаемых» местах. В некоторых из таких мест даже размышлять о словах Торы запрещено.

Попытаемся прояснить этот закон.

В уборной (даже если там чисто) и в местах, где находятся нечистоты, запрещено произносить слова Торы, или молитвы, или любой «текст», где упоминаются имена Всевышнего [1] . И даже думать обо всём перечисленном там запрещено.

Душевую, с этой точки зрения, можно разделить на два разных помещения, к которым относятся раличные законы. Там, где раздеваются, в «предбаннике», можно размышлять о словах Торы, но запрещено произносить их вслух. А там, где моются, запрещено даже думать о словах Торы.

Из сказанного следует ответ на Ваш вопрос: если текст этих песен не содержит слов Торы или молитвы, можно их петь, даже вслух, в любом месте. А если в них есть отрывки из Торы или молитв, то в «предбаннике» можно их петь про себя, но не вслух, а в самой душевой даже про себя запрещено.

Сказали наши мудрецы (Брахот 24 б), что тот, кто тщательно следит за тем, чтобы не произносить слов Торы в неподходящих для этого местах, удостаивается долгой жизни.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Письмо переписчика свитков Торы


[1] Речь идёт именно об именах Всевышнего, но эпитеты, которые можно использовать не только по отношению к Нему, например, «милосердный», произносить разрешено.

Материалы по теме

Красота речи

Рав Зелиг Плискин

Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.

Каково отношение евреев к неевреям?

Рав Реувен Куклин

Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?

Запрет на убийство ради спасения жизни

Рав Шимон Соскин

Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Почему мудрецы Талмуда и вообще устная традиция иудаизма называет Рим царством Эдома? Какая связь между ними? Исчезло ли царство Эдома с падением Рима, а если нет, то кто продолжатель Эдома сегодня, в наши дни? Читать дальше