Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом! Надо отличать юмор, который может поднять настроение себе и другим, от лейцанута – циничной насмешки. Если благодаря первому, как свидетельствует Талмуд, можно приобрести долю в Грядущем мире (как было с теми двумя весельчаками, котроые отвлекали людей от тяжелых мыслей), то второе, наоборот, может лишить человека всех его духовных приобретений. Наши Мудрецы заль строго предостерегали от лейцанута. Месилат Йешарим сравнивает человека, привыкшего насмешничать, с тонущим в море, откуда нет спасения. И понятно – привыкая во ВСЕМ находить повод для насмешки, человек приобретает прочное положение в обществе (никому не хочется попасться ему на язычок, а вот послушать о других – милое дело!). Помимо того, он напрочь лишает себя возможности услышать какой-либо упрек в свой адрес – что бы ему ни сказали, он отбреет, и останется "прав". Таким образом, ему не удастся исправить в себе ничего, так как сам у себя, как известно, человек не очень видит грех (и дурные качества), а от других он не способен ничего воспринять. Там же написано: одна насмешка отбрасывает сотню увещеваний.

Возникает вопрос – а как же получилось, что те же Мудрецы разрешили применять насмешки против идолопоклонства (см. Мегила, 25 б)? Они учат это из нещадных насмешек пророков над тогдашними идеологиями. Самым известным, пожалуй, был случай с пророком Элияу. Он собрал всех евреев у горы Кармель, пригласил туда жрецов Бааля, которому поклонялось то поколение, и сказал им: принесу я жертву, и вы. Чей Б-г возьмет жертву с небес, Тот и есть истинный. Жрецы согласились, и, призывая своего идола, принялись кричать, царапать себя, как было у них принято. Элияу же говорил им: «Кричите громче, может, он спит и не слышит вас? Может, отлучился по делу…».

Приведем вкратце объяснение рава Гутнера заль: лейцанут – это коах хилуль (сила опустошения, унижения), т.е., с помощью насмешки объект принижается. Это противоположно hилуль – восхвалению. Когда прославляется идол, автоматически (не дай Б-г!) принижается (митхалель) Имя Превечного. И именно с помощью силы лейцанута, хилуль, можно снизить (в идеале – до нуля) впечатление от очередного «-изма» и восстановить надлежащее отношение к Единому Творцу, да прославится Его Имя. Именно в этом случае хилуль выполняет функцию hилуль; в остальных же случаях в мире умножается сила унижения, зильзуль.

Правда, и рав Гутнер, и рав Цадок а-Коэн писали, что на самом деле разрешается насмехаться над любыми отрицательными явлениями. Но идолопоклонство – это пример самого сильного восхваления (путем служения) самой большой лжи, которая только возможна – идеи о том, что существует что-то важное в мире, кроме Творца. С другой стороны, нужно, чтобы человек, применяющий насмешку, сам был бы абсолютно чист от греха, над которым смеется. А кто может сказать с уверенностью про себя…

В заключение – еще штрих, отрывок из книги «Река, котел и птица»:

Очень хорошим оружием в борьбе с гордостью является юмор. Мудрецы говорят, что запрещена любая форма высмеивания (лейцанут), кроме высмеивания идолопоклонства. Гнев Мудрецы называют поклонением идолу внутри себя (самопоклонением), и именно для борьбы с ним сотворено чувство юмора. Шутка в отношении самого себя нередко помогает увидеть вещи в истинном свете и умерить воздействие на нас эго, предотвращая, тем самым, гневную реакцию.

Однажды я услышал, как жена в присутствии большого числа гостей назвала своего мужа “тупым идиотом”. Наступило тягостное молчание. Но мужу удалось разрядить обстановку тем, что он вскочил в притворном гневе и закричал: “Я протестую. Я был идиотом всю свою жизнь, но впервые кто-то предполагает, что в придачу я еще и туп”. Все рассмеялись. Шутка заставила присутствующих забыть о ядовитом замечании жены, а ее — пожалеть о своих словах. Но еще более важно, что с помощью юмора муж усмирил свое эго и не дал волю гневу.

С уважением,
Овадья Климовский

Читайте:

Понятия иудаизма.

Материалы по теме


Он родился еще в черте оседлости, учился в известных ешивах у великих наставников. Но из-за давления советской власти, в разгар сталинских репрессий, рав Моше Файнштейн был вынужден уехать в США. Уже там он и стал известен на весь еврейский мир благодаря своей преданности Торе, Б-гу и еврейскому народу. Читать дальше