Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Могу ли я есть плоды, которые растут в моём саду?

Темы: Шмита

Отложить Отложено

Уважаемый рав Куклин, в моём саду растут фруктовые деревья и виноград, которые плодоносят. Учитывая, что этот год шмиты, у меня возник вопрос: можно ли в этом году пользоваться плодами для личного употребления?

С уважением, Юлианеса.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Юлианеса!

В Торе сказано (Вайикра 25:2-7): «Говори с сынами Израиля и скажи им: когда придёте в Страну, которую Я вам даю, земля должна покоиться в субботу Б-га. Шесть лет засевай поле твоё, и шесть лет обрезай виноградник твой, и собирай плоды её, земли. А в седьмой год суббота покоя будет для земли, суббота Б-гу: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. То, что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя будет для земли. И будет суббота земли вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наёмнику твоему, и поселенцу твоему, и зверям, которые на земле твоей, будет весь урожай её в пищу».

Объясняет Раши: «’И будет суббота земли вам в пищу’ – Хотя Я и запретил их (плоды) тебе, но запретил не есть и не использовать, а только обращаться с ними по-хозяйски; но все должны быть равны в этом – ты, и твой наёмник, и твой поселенец».

Из слов Раши мы учим, что после того, как человек отказывается от владения плодами и предоставляет возможность собирать их любому, кто этого захочет, ему самому также разрешается собирать их для своих нужд. Сказанное в стихе 5 – «То, что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя будет для земли» – не абсолютный запрет жать и собирать плоды седьмого года; имеется в виду, что запрещено жать и собирать плоды так, как человек делает это в течение всего года (Торат Коаним), но необходимо внести изменение в обычный процесс жатвы, а именно – следует сжинать не большое количество колосьев, а жать понемногу, так, чтобы семье хватало каждый раз на несколько дней. [1]

Из слов «И будет суббота земли вам в пищу» мудрецы также учат, что разрешено использовать плоды, но только в пищу, а не для торговли ими или чего-то другого, например, запрещено мазать ими ушибленное место или приготовлять из них лекарство.

Кроме того, мудрецы учат из этих слов: «в пищу – а не в убыток». Отсюда выводится, что плоды седьмого года запрещено есть иначе, чем принято у большинства людей. Например, плоды, которые обычно не варят (допустим, огурцы и арбузы), запрещено варить, и, наоборот, то, что обычно варят (допустим, картофель), запрещено есть сырым.

Кроме того, запрещено собирать плоды, которые ещё не полностью созрели, т.к. это в какой-то мере является убытком.

Следует обратить внимание, что всё это относится только к плодам, освящённым святостью седьмого года, но другие фрукты в это время можно и собирать, и есть как угодно.

Также важно подчеркнуть, что всё сказанное выше относится только к фруктам, но овощи и бобовые седьмого года запрещены в пищу.

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте:

Таблица овощей и фруктов – когда, что и где?



[1] Мишпэтэй Арец (11, 3).

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).