Темы: Тшува, Реувен Куклин, Интернет, Осквернение Имени Всевышнего
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! В последнее время в Интернете появилось немало сообществ (в частности, речь идет о Живом Журнале), участниками которых являются «русские» баалей-тшува. Они на самом деле вернулись к иудаизму, кошерно одеваются и соблюдают мицвот. При этом стиль их общения в Интернете при обсуждении любых вопросов — от всевозможных религиозных до обыденных — несколько… мягко говоря, нестандартен с точки зрения иудаизма и Алахи. Грубость, нетерпимость друг к другу, нападки, ссоры и т.д. Читать эти «дискуссии» порой просто невыносимо. Ответ прост: перестать в них участвовать? Но как же ответственность евреев друг за друга? И почему люди — внешне изменившие свою жизнь — внутренне ведут себя абсолютно антирелигиозно, как будто забывая о том, что они — верующие в Творца евреи? И не хилуль Ашем ли такое поведение?
А.
Уважаемый А.!
Я хорошо понимаю Вашу боль. Однако, поскольку мне неизвестен тот Живой Журнал, о котором Вы говорите, и его участники, мне трудно что-либо сказать о них конкретно. Тем не менее, поскольку тема, которую Вы затрагиваете, глобальна, постараюсь написать об этом несколько слов.
Прежде всего, хочу привести высказывание мудрецов из Пиркей Авот (2:5): «Не суди ближнего твоего, пока не окажешься в его положении». Невозможно верно оценить поведение другого человека, не зная, какой путь он проделал для того, чтобы стать тем, кто он сейчас, не зная, какие испытания он проходит, с чем ему приходится бороться для того, чтобы оставаться на том духовном уровне, на котором он находится. Возможно, что те люди, которые так некрасиво себя ведут, до того как приблизились к иудаизму, вели себя гораздо хуже, были гораздо более нетерпимыми, употребляли гораздо более вульгарные выражения. Каждого Всевышний оценивает в соответствии с тем путём, который он проделал.
Во-вторых, иудаизм предлагает еврею путь, на котором он сможет себя усовершенствовать. У человека есть возможность подняться от уровня низменного человека до «уровня ангела». Примером может служить путь, который проделал внук рабби Шимона бар Йохая, величайшего каббалиста, автора книги Зогар, который от уровня низменного человека поднялся на высочайший уровень своего святого деда, см. трактат Бава Мециа (84 б). Однако эта дорога непроста. Требуется очень много размышлений и усилий для того, чтобы внутренне измениться, стать другим человеком. Многие люди ошибочно полагают, что если они изменились внешне, отрастили бороду, пейсы, надели костюм и шляпу, то тем самым прошли максимально возможный для них путь в иудаизме. Однако они заблуждаются, всё это является лишь первым шагом, теперь перед ними больший путь работы над собой — ради того, чтобы изменить себя внутренне. Гораздо легче человеку изменить себя внешне.
Я могу допустить, что некоторые отдельные люди, даже религиозные, разрешают себе недопустимые выражения в интернете и конечно это нельзя делать. Эти нарушения могут быть как нарушениями законов Лашон а-ра, так и нарушениями других заповедей. Но нельзя судить по действиям некоторых людей о всех. Например я лично не имею дневника в Живом Журнале и стараюсь участвовать в работе сайта Толдот, потому что здесь на этом сайте «чистое пространство», то есть у нас нет некашерных текстов и нескромных фотографий, ссылок или рекламы на некошерные сайты, что к сожалению присуще большинству интернет сообществ.
Нам, к сожалению, видна только внешняя «часть» человека, поэтому, когда мы видим внешне религиозного человека, который ведёт себя неподобающим образом, мы задаёмся вопросом, как религиозный человек может так себя вести. Однако мы не думаем, что, возможно, этот человек далёк от религии и вся его связь с иудаизмом лишь внешняя.
О Вашем вопросе — об ответственности евреев друг за друга — скажу, что, прежде всего, еврей несёт ответственность за самого себя. Поэтому, если он чувствует, что опускается, пытаясь поднять другого, ему не следует этим заниматься.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Кипу держу в кармане.
Слушайте: Путь праведных
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Михаэль Солганик
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
"Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую".
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Ответ зависит от степени порно-зависимости.
Рав Реувен Куклин
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?