Темы: Провидение, Реувен Куклин, Свобода выбора, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Скажите, пожалуйста, если у человека свобода выбора, человек выбирает, что ему делать, что покупать, и всё построено на свободе выбора, то где тут управление Б-гом? Как понять, что Творец всем управляет? Заранее благодарен, Лев
Уважаемый Лев!
Вы совершенно правы — у человека есть свобода выбора, как свидетельствует об этом Тора (Дварим 11:26—28): «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если послушаете заповедей Б-га, Всесильного вашего, которые Я заповедую вам сегодня. А проклятие — если не послушаете заповедей Б-га, Всесильного вашего, и сойдёте с пути, который Я указываю Вам сегодня, и пойдёте за богами чужими, которых вы не знали». И сказано (Дварим 30:19): «В свидетели призываю Я на вас сегодня небо и землю — жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятье, — избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твоё». Рамбам (Законы раскаяния 5:3) утверждает, что свобода выбора — это основа всей Торы, поскольку без этой основы невозможно было бы приказать человеку что-либо делать, и невозможно было бы также наказать его за невыполнения воли Б-га.
Однако если мы вдумаемся в слова приведённого стиха, то увидим, что не во всём есть свобода выбора. Сказано (Дварим 30:15): «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло». Из этого стиха мы видим, что нам дана возможность выбрать только добро или зло. У нас нет свободы выбора, что купить, что съесть, куда пойти гулять, если при этом мы не выбираем добро или зло. У большинства людей подавляющая часть всех действий не связана прямо с выбором добра зла. Этого было бы достаточно, чтобы у Б-га была «возможность» править миром.
Однако даже в тех действиях, в которых у нас есть свобода выбора, Б-г правит миром. Более того, невозможно сделать никакого действия, которое бы выходило за рамки воли Б-га. И, несмотря на то, что в то время, когда грешник совершает грех, нам кажется, что он делает что-то против воли Всевышнего, в конце концов, нам откроется, что даже действия грешника вели к исполнению воли Б-га [1] .
Рамхаль (Даат Твунот) говорит, что в этом мы можем наилучшим образом видеть единство Б-га, его неоспоримую власть над всем.
Ийов (37:12) говорит: «И совершает Он обороты по Своему умыслу, чтобы они исполняли всё, что повелит им, на лице обитаемой земли». Из слов Ийова мы учим, что весь мир подобен кругу. У каждого из нас есть свобода выбора, пойти направо, выполнить заповедное нам Б-гом, и, за это получить награду, или пойти налево, не выполнять заповеданного нам Б-гом, и, за это получить наказание. Однако, подобно тому, как два человека, идущие по кругу, один направо а другой налево, — в конце концов придут в одно и то же место, — точно так же действия того, кто исполняет волю Б-га, и действия того, кто Его волю не исполняет, в конце концов приведут к исполнению воли Б-га.
Из всего сказанного следует, что наличие у человека свободы выбора не противоречит власти Б-га над миром.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
Даат Твунот
Тема Свобода выбора и предопределенность
[1] Виленский Гаон говорит, что «тов» (добро) — это явное добро, а «ра» (зло) — это неявное добро.
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Ашер Кушнир
Рав Захария Матитьяу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Зеев Гершензон
Зачем думать над тем, что хорошо, что плохо и почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ