Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Свобода выбора противоречит власти Б-га?

Темы: Провидение, Свобода выбора, Добро и Зло

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если у человека свобода выбора, человек выбирает, что ему делать, что покупать, и всё построено на свободе выбора, то где тут управление Б-гом? Как понять, что Творец всем управляет? Заранее благодарен, Лев

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Лев!

Вы совершенно правы — у человека есть свобода выбора, как свидетельствует об этом Тора (Дварим 11:26—28): «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если послушаете заповедей Б-га, Всесильного вашего, которые Я заповедую вам сегодня. А проклятие — если не послушаете заповедей Б-га, Всесильного вашего, и сойдёте с пути, который Я указываю Вам сегодня, и пойдёте за богами чужими, которых вы не знали». И сказано (Дварим 30:19): «В свидетели призываю Я на вас сегодня небо и землю — жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятье, — избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твоё». Рамбам (Законы раскаяния 5:3) утверждает, что свобода выбора — это основа всей Торы, поскольку без этой основы невозможно было бы приказать человеку что-либо делать, и невозможно было бы также наказать его за невыполнения воли Б-га.

Однако если мы вдумаемся в слова приведённого стиха, то увидим, что не во всём есть свобода выбора. Сказано (Дварим 30:15): «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло». Из этого стиха мы видим, что нам дана возможность выбрать только добро или зло. У нас нет свободы выбора, что купить, что съесть, куда пойти гулять, если при этом мы не выбираем добро или зло. У большинства людей подавляющая часть всех действий не связана прямо с выбором добра зла. Этого было бы достаточно, чтобы у Б-га была «возможность» править миром.

Однако даже в тех действиях, в которых у нас есть свобода выбора, Б-г правит миром. Более того, невозможно сделать никакого действия, которое бы выходило за рамки воли Б-га. И, несмотря на то, что в то время, когда грешник совершает грех, нам кажется, что он делает что-то против воли Всевышнего, в конце концов, нам откроется, что даже действия грешника вели к исполнению воли Б-га [1] .

Рамхаль (Даат Твунот) говорит, что в этом мы можем наилучшим образом видеть единство Б-га, его неоспоримую власть над всем.

Ийов (37:12) говорит: «И совершает Он обороты по Своему умыслу, чтобы они исполняли всё, что повелит им, на лице обитаемой земли». Из слов Ийова мы учим, что весь мир подобен кругу. У каждого из нас есть свобода выбора, пойти направо, выполнить заповедное нам Б-гом, и, за это получить награду, или пойти налево, не выполнять заповеданного нам Б-гом, и, за это получить наказание. Однако, подобно тому, как два человека, идущие по кругу, один направо а другой налево, — в конце концов придут в одно и то же место, — точно так же действия того, кто исполняет волю Б-га, и действия того, кто Его волю не исполняет, в конце концов приведут к исполнению воли Б-га.

Из всего сказанного следует, что наличие у человека свободы выбора не противоречит власти Б-га над миром.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Даат Твунот.



[1] Виленский Гаон говорит, что «тов» (добро) — это явное добро, а «ра» (зло) — это неявное добро.

Материалы по теме

Кто создал зло?

Рав Реувен Куклин

Если Б-г — абсолютное добро?..

Каково отношение евреев к неевреям?

Рав Реувен Куклин

Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Свобода выбора и предопределённость. Дерех Ашем 27

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем»


Светится лицо человека, который всегда радостен, от него исходит свет, здорово тело его, и старость не приходит к нему быстро, как сказано: «Радостное сердце освещает мир». Читать дальше