Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нет ли противоречия в словах мудрецов?

Темы: Рав Реувен Куклин, Талмуд, Суд, Загробная жизнь, Изучение Торы

Отложить Отложено

По ссылке: /rus/articles/art/3668 . Это ответ р. Куклина. Там говорится, что говорят мудрецы: когда человек после смерти попадает на небесный суд, его, прежде всего, спрашивают, выделял ли он себе постоянное время для изучения Торы.

А пятьсот раз слышал, что первый вопрос, вел ли человек свои дела честно... Ну и как это все между собой вяжется? Нет ли противоречия? Откуда человек может вообще знать, что первым делом у него спросит Вс-вышний, который, кстати, и так все знает?

Александр

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Александр!

Есть два места в словах мудрецов, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу. В трактате Сангедрин (7а) говорится, что прежде всего человека судят за изучение Торы, а в трактате Шаббат (31а) – что прежде всего спрашивают человека, насколько честно он вёл свои дела.

Для того чтобы согласовать какие-либо противоречия в изречениях, нам сначала необходимо понять, о чём в точности говорит каждое из этих изречений. Разобраться в этом нам может помочь тот контекст, в котором приводится одно из них.

Известно, что Устная Тора (Мишна, Талмуд) делится на 6 основных разделов («сдарим»):

  1. Зераим ( זרעים ) – «Семена». Этот раздел говорит, в основном, о заповедях, относящихся к земледелию.
  2. Моэд ( מועד ) – «Время». Этот раздел говорит, в основном, о заповедях, связанных с субботой и различными праздниками.
  3. Нашим ( נשים ) – «Женщины». Этот раздел, в основном, говорит об отношениях между мужем и женой (женитьба, развод, обязанности мужа по отношению к жене и жены по отношению к мужу и т.п.).
  4. Незиким ( נזיקים ) – «Ущербы». Этот раздел, в основном, обсуждает различные финансовые вопросы.
  5. Кодашим ( קדשים ) – «Святость». Этот раздел, в основном, говорит о законах службы в Храме и жертвоприношений.
  6. Тагарот ( טהרות ) – «Чистота». Этот раздел, в основном, говорит о ритуальной чистоте.

В трактате Шаббат утверждается, что в словах пророка Йешаягу (33:6) есть намёк на эти разделы. «Зераим» сопоставляется там с верой (поскольку для выполнения заповедей, связанных с земледелием, например, заповеди о седьмом годе, заповеде о трумот и маасрот, требуется особенно крепкая вера). После этого приводится выражение Рава, что, когда человек предстаёт после смерти перед высшим судом, его, прежде всего, спрашивают, вёл ли он свои дела честно (с верой), а после этого спрашивают, выделял ли он себе постоянное время для изучения Торы.

Объясняет Виленский Гаон (основываясь на контексте высказывания Рейш Лакиша), что судят, насколько хорошо человек учил все 6 разделов Торы. И это можно понять из того, как выученное выражается в его действиях (Тора – от слова ораа – наставление, без намерения воплотить то, что изучено, в действие учёба не имеет ценности, см. Иерусалимский Талмуд 1:2). Поэтому прежде всего человека спрашивают о первом «разделе» Торы, разделе веры, в какой мере он вёл свои дела «с верой», а затем спрашивают о втором «разделе» – «Время», в какой мере он освящал различные времена в своей жизни, и это, в первую очередь, выражается в выделении постоянного времени для изучения Торы и т.д. (см. там, какие вопросы задают по другим «разделам»).

Выходит, что между двумя высказываниями мудрецов нет противоречия, из обоих следует, что прежде всего человека судят за то, как он учил Тору, однако одно высказывание (Сангедрин 7а) сообщает об этом в общей форме, а второе (Шаббат 31а) детализирует, каким образом судят человека за изучение каждого «раздела» Торы.

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте:

Устная Тора. Её передача от Синая до наших дней.

Материалы по теме


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше