Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Жилище мудреца — Храм?

Темы: Элиша, Танах, Храм, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Уважаемый рав Реувен Куклин.

В одном из Ваших ответов прочитал, что слово шульхан (стол) упоминается только по отношению к храму. А как же шульхан, упомянутый по отношению к Элише?

Жду ответа,
Вадим

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Вадим!

В книге Мелахим 2 (4, 9-10) рассказывается о том, как пророк Элиша гостил время от времени в семье знатной женщины из Шунема. Сказала эта женщина своему мужу: «Вот, теперь я знаю, что человек Б-жий, который постоянно проходит мимо нас, святой. Сделаем, прошу тебя, небольшую верхнюю комнату, и поставим ему там постель, и стол, и стул, и светильник; и будет, когда он придёт к нам, то будет заходить туда». Из этого стиха ясно, что слово шульхан означает не только «стол для хлебов предложения», который был в Храме.

Стих, который Вы привели, – не единственное место, где слово шульхан означает просто «стол», а не «стол для хлебов предложения». В Танахе мы находим ещё много подобных мест.

Я не имел в виду, что нельзя найти во всём Танахе подобных мест. Я имел в виду, что первоначальное значение слова шульхан – «стол для хлебов предложения в Храме». И, действительно, во всём Пятикнижии слово шульхан употребляется только по отношению к столу для хлебов предложения.

Однако Ваш вопрос даёт нам возможность постичь удивительную вещь, «скрывающуюся» в этом стихе. Давайте задумаемся, почему Танах, обычно столь экономный в словах, считает необходимым перечислить все предметы мебели в комнате Элиши?

Из стихов, говорящих о гостеприимстве женщины из Шунема, мудрецы учат (Брахот 10а): «Каждый, кто принимает у себя мудреца Торы и даёт ему пользоваться своим имуществом, – словно приносит жертвы». Как я уже писал, Храм служил для того, чтобы поднимать материю на духовный уровень. Учат мудрецы, что существует ещё один способ поднять материю на духовный уровень – предоставить кров мудрецу Торы, поскольку всё, чем будет пользоваться мудрец, будет служить духовному – изучению Торы.

Четыре «предмета обстановки» в комнате Элиши напоминают о четырёх главных атрибутах Храма: стол, светильник, жертвенник и ковчег. Стул напоминает жертвенник, поскольку, говорят мудрецы, жертвенник находится (в духовных сферах) под «престолом (буквально, «стулом») Славы»; ковчег в самой книге Мелахим ( II ,11,2; см. комментарий Раши к этому стиху) называется «постелью». Удивительная вещь, слово «светильник» (менора) во всём Танахе, кроме этого стиха, употребляется, только когда речь идёт о светильнике, который был в Храме. Эти параллели нам показывают, насколько похожи Храм и жилище мудреца.

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте:   Тора - Танах - Библия

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше