Темы: Элиша, Рав Реувен Куклин, Танах, Храм, Значение слов в Торе
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Реувен Куклин.
В одном из Ваших ответов прочитал, что слово шульхан (стол) упоминается только по отношению к храму. А как же шульхан, упомянутый по отношению к Элише?
Жду ответа,
Вадим
Уважаемый Вадим!
В книге Мелахим 2 (4, 9-10) рассказывается о том, как пророк Элиша гостил время от времени в семье знатной женщины из Шунема. Сказала эта женщина своему мужу: «Вот, теперь я знаю, что человек Б-жий, который постоянно проходит мимо нас, святой. Сделаем, прошу тебя, небольшую верхнюю комнату, и поставим ему там постель, и стол, и стул, и светильник; и будет, когда он придёт к нам, то будет заходить туда». Из этого стиха ясно, что слово шульхан означает не только «стол для хлебов предложения», который был в Храме.
Стих, который Вы привели, – не единственное место, где слово шульхан означает просто «стол», а не «стол для хлебов предложения». В Танахе мы находим ещё много подобных мест.
Я не имел в виду, что нельзя найти во всём Танахе подобных мест. Я имел в виду, что первоначальное значение слова шульхан – «стол для хлебов предложения в Храме». И, действительно, во всём Пятикнижии слово шульхан употребляется только по отношению к столу для хлебов предложения.
Однако Ваш вопрос даёт нам возможность постичь удивительную вещь, «скрывающуюся» в этом стихе. Давайте задумаемся, почему Танах, обычно столь экономный в словах, считает необходимым перечислить все предметы мебели в комнате Элиши?
Из стихов, говорящих о гостеприимстве женщины из Шунема, мудрецы учат (Брахот 10а): «Каждый, кто принимает у себя мудреца Торы и даёт ему пользоваться своим имуществом, – словно приносит жертвы». Как я уже писал, Храм служил для того, чтобы поднимать материю на духовный уровень. Учат мудрецы, что существует ещё один способ поднять материю на духовный уровень – предоставить кров мудрецу Торы, поскольку всё, чем будет пользоваться мудрец, будет служить духовному – изучению Торы.
Четыре «предмета обстановки» в комнате Элиши напоминают о четырёх главных атрибутах Храма: стол, светильник, жертвенник и ковчег. Стул напоминает жертвенник, поскольку, говорят мудрецы, жертвенник находится (в духовных сферах) под «престолом (буквально, «стулом») Славы»; ковчег в самой книге Мелахим ( II ,11,2; см. комментарий Раши к этому стиху) называется «постелью». Удивительная вещь, слово «светильник» (менора) во всём Танахе, кроме этого стиха, употребляется, только когда речь идёт о светильнике, который был в Храме. Эти параллели нам показывают, насколько похожи Храм и жилище мудреца.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте: Тора - Танах - Библия
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Царей (Млахим)»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Пророк Элиша (Елисей) предсказал множество важных для всего народа событий — в частности, победу объединенной армии Израиля и Йеуды над войском Моава.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Реувен Куклин
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»