Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли обманывать неевреев?

Темы: Неевреи, Ложь

Отложить Отложено

Я хочу обмануть нееврея. Правильно ли это? И.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый И.!

Тора нам приказывает (Шмот 23:7): «Отдаляйся от лжи». Сказали мудрецы (Сангедрин 109а), что Всевышний отдаляется от лгунов. Ещё сказали мудрецы: «Печать Б-га — истина».

Из этого мы учим, насколько важно быть правдивым человеком. Правдивым надо быть по отношению к евреям и неевреям. Сказано в Талмуде (Хулин 92 б): «Запрещено лгать нееврею». Даже действие, которое введёт его в заблуждение, запрещено совершать. Например, запрещено дарить нееврею мясо, запрещённое еврею, не сообщив ему, что это мясо для евреев некошерно. Причина: это может ввести нееврея в заблуждение, — он может подумать, что мы дали ему мясо, которое нужно нам самим, и, в результате, будет больше нас почитать, в то время, когда мы даём ему мясо, которое для нас не представляет ценности.

В Талмуде (Бава Батра 88а) рассказывается о великом мудреце раве Сафра. Во время молитвы к нему подошёл нееврей и предложил купить у рава какую-то вещь. Рав Сафра в сердце согласился продать эту вещь за ту сумму, которую предложил нееврей, однако не мог сообщить об этом, поскольку не мог прервать молитву.

Покупатель решил, что рав Сафра ему не отвечает, поскольку хочет более высокую цену. Нееврей поднял цену. Рав Сафра продолжил молиться. Покупатель предложил ещё более высокую цену. Так повторялось несколько раз. Когда рав Сафра закончил молитву, была названа цена гораздо выше первоначальной.

Однако рав Сафра продал эту вещь за первоначальную цену, поскольку, услышав эту цену в первый раз, он на неё мысленно согласился. Отсюда мы учим, насколько важно придерживаться истины: даже решения, принятые в сердце, о которых ещё никто не знает, следует исполнять.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Библия — Тора

Материалы по теме

Кто такие «гои»?

Рав Ашер Кушнир

Слово «гой» — унизительное?

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Израиль и человечество 3. Цикличность: зависимость от Всевышнего и собственная значимость

Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»

Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.

Можно ли шадхану обманывать? Хаей Сара

«Оцарот»

История о религиозном молодом человеке, который отказался вступать в брак из-за тестя.


Философия («любовь к мудрости») — форма рационального познания мира, ведущего к определённому мировоззрению. Читать дальше